Аффективное противоречие это что такое Аффективное противоречие: определение — Психология.НЭС

Аффективно-когнитивное взаимодействие: аффективные переживания как провоцирующие факторы ролевого поведения

Психоаналитические представления о значении эмоций, после того как вначале им приписывалась главная роль в отреагировании защемленного аффекта, вызванного травмирующими событиями, с течением времени изменились. После того как акцент сместился на влечения, интерес к аффектам значительно уменьшился. В то время аффекты рассматривались как производные или побочные продукты влечений.

Большее внимание уделялось тогда тревоге в рамках структурной гипотезы, в соответствии с которой, выступая в качестве сигнала о потенциальной опасности для Эго, тревога является основой для автоматического введения защитных мер. В рамках этой фундаментальной для Эго-психологии гипотезы теоретики обсуждали роль эмоций (Rapaport, 1953; Spitz, 1957).

Современная эпоха теории аффектов началась с исследований Томкинса (Tomkins, 1962, 1964). Наряду с многочисленными последующими работами, в которых развиваются идеи Томкинса (Stern, 1985; Emde, 1988a, b), существует также целый ряд всесторонних обзоров и ценных новых формулировок современной концепции (Schore, 1994; Jones, 1995).

Мы считаем, что наши собственные идеи находятся в русле этого современного направления исследований, основанных на изучении поведения младенцев, нейрофизиологии и клинических наблюдениях. Однако в данной работе мы решили следовать иным курсом. Мы рассмотрим “наивный” подход, основанный на общем переживании, чтобы выделить особый момент, который является важным в нашем понимании клинического взаимодействия.

Мы представим наш тезис, согласно которому дискретные, или категориальные, аффекты, настроения и аффективные состояния оказывают разное воздействие как на пациента, так и на терапевта. Это предположение необходимо для доказательства нашего мнения, что любое клиническое переживание следует рассматривать не только с традиционных интрапсихических и интерсубъективных позиций, но и с точки зрения аффективно-когнитивного состояния.

Хотя мы признаем, что по своей сложности аффективные переживания варьируют от переживаний, которые являются врожденными и непосредственно возникают в жизни ребенка, до тонких сцеплений чувств с символическими когнитивными представлениями и оценками, мы выбрали для обозначения аффективных переживаний обычные слова, которые в повседневной жизни употребляются взрослыми.

То есть мы используем термины, которые использовали бы пациенты для описания своих внутренних переживаний и которые мы бы использовали, чтобы привлечь внимание к их и нашим собственным аффективным переживаниям. Мы выбрали их не для того, чтобы следовать тем или иным имеющимся попыткам провести различие между аффектом, чувством и эмоцией (Basch, 1976), врожденными, вспомогательными и регулирующими аффектами (Tomkins, 1962, 1964), примитивными аффектами и производными эмоциями и чувствами (Kernberg, 1992) или аффектами в схематизированных формах, такими, как сигнальная тревога и бессознательное чувство вины (Freud, 1926), аффективное ядро (Emde, 1983), организмический дистресс (Mahler, 1968) или базальная тревога (Sullivan, 1953).

Мы признаем правомерность линейного эмпирического подхода, лежащего в основе каждой из этих попыток научной классификации. Разрабатываемый нами подход основывается на нашем убеждении в том, что аффективные переживания и их проявления у взрослых людей индивидуальны. Например, то, что у одного человека выглядит как чувство вины, у другого будет больше походить на чувство стыда.

Аффективное противоречие это что такое Аффективное противоречие: определение — Психология.НЭС

Поэтому приводимые нами сочетания и диаграммы в своих специфических особенностях неизбежно являются произвольными. Вполне можно было бы выбрать другие группы и парные сочетания, которые мы представляем в качестве примеров, иллюстрирующих нашу главную цель, – обратить внимание на различия между дискретными аффектами, настроениями и аффективно-когнитивными состояниями.

Аффективные переживания обычно подразделяются на позитивные и негативные, или гедонические и ангедонические, как это показано ниже.

======================================
Симпатия            - гнев
Удовлетворенность   - зависть
Гордость            - чувство стыда
Счастье             - грусть
Храбрость           - страх
Нравственность      - чувство вины
Энергичность        - усталость
Уверенность в себе  - неуверенность
Компетентность      - неэффективность
======================================

Когда пациент заявляет, что он опечален, то это чувство пациент и аналитик могут объединить в паре со словом “счастливый”; при этом, разумеется, слово “печаль” подразумевает, что пациент чувствует себя несчастным.

Между основными парами можно провести воображаемую линию, отображающую нейтральный аффект (схема 1). Позитивные аффекты, которые обычно стремятся испытывать люди, расположены над этой воображаемой линией, а те, которые для человека, как правило, являются неприятными, – под ней.

============================================================================
 Схема 1.
 --------------------------------------------------------------------------
 Симпатия-      Доброжелательность    Гордость-         Смелость  Оптимизм-
 доверие        Удовлетворенность     уважение к себе             надежда
 --------------------------------------------------------------------------
 Гнев-недо-     Зависть               Чувство сты-      Страх     Печаль
 верие          Ревность              да, унижения,
                                      смущения


 Нравствен-     Энергичность-         Уверенность в       Эффективность-
 ность          активность            себе                компетентность
 --------------------------------------------------------------------------
 Чувство вины   Усталость-            Неуверенность       Неэффективность-
                пассивность                               нерешительность
============================================================================

Другую воображаемую линию можно провести выше и ниже линии, отображающей нейтральный аффект, чтобы указать диапазон, включающий переживания дискретных аффектов и настроения (схема 2). Верхняя и нижняя линии обозначают границы, отделяющие аффекты, которые иногда переживаются как менее интенсивные и менее стойкие и которые чувствительны к изменению ситуации (они расположены вблизи нейтральной линии), а иногда как более интенсивные и более стойкие и которые являются более резистентными к изменению ситуации (они расположены вдали от нейтральной линии).

============================================================
 Схема 2.
 ----------------------------------------------------------
 Аффекты или    Более интенсивные, более стойкие, более 
 настроения	    резистентные к изменениям ситуации
               --------------------------------------------

                           Позитивные аффекты

Нейтральная     Менее интенсивные, недолговечные, чувстви-
линия	          тельные к изменениям ситуации
               --------------------------------------------
                Менее интенсивные, недолговечные, чувстви-
                тельные к изменениям ситуации
	
                           Негативные аффекты

Аффекты или     Более интенсивные, более стойкие, более 
настроения      резистентные к изменениям ситуации
               --------------------------------------------
============================================================

В процессе клинического взаимодействия чувства, относящиеся к дискретным аффектам или настроениям аналитика и анализанда, в целом доступны осознанию. Если аффект человека не допускается в сознание из-за его аверсивности (например, подавляется или вытесняется гнев из-за чувства стыда), осознание чувства стыда и его значения позволит ему испытывать чувство стыда и гнев на сознательном уровне.

Эмоции, которые располагаются на линии между дискретными аффектами и настроениями, в целом доступны для свободных ассоциаций, рефлексивного понимания и достижения инсайтов. Те аффективные переживания, которые расположены за пределами этих линий, то есть представляют собой изменения состояния, создают серьезные сложности для аналитической работы (схема 3).

===========================================================
 Схема 3.
 ----------------------------------------------------------
 Состояние   Восторг,     Спокойная       Представление о 
             идеализация  удовлетворен-   своем совершен-
                          ность собой     стве
                          Навязчивая      Идеализация
                          доброжелатель-
                          ность
 ----------------------------------------------------------
 Аффект или  Любовь       Удовлетворен-   Гордость, ува-
 настроение  доверие      ность           жение к себе
             симпатия     Великодушие
 ----------------------------------------------------------
 Нейтраль-
 ная линия
 ----------------------------------------------------------
 Аффект или  Гнев         Зависть         Чувство стыда, 
 настроение  Недоверие    Ревность        унижения    
                                          Смущение
 ----------------------------------------------------------
             Злость, по-  Озлобленность   Состояние стыда, 
             дозритель-   Постоянное      избегание 
 Состояние   ность        недовольство    Замкнутость
             Ненависть
             Мститель-
             ность
 ----------------------------------------------------------
                             			   
 Опрометчивый       Воодушевление    Оправданное высокомерие
 отказ                               Моральное превосходство
 ----------------------------------------------------------
 Уверенность        Оптимизм,        Нравственность
 Смелость           надежда	
 ----------------------------------------------------------
 Страх              Печаль           Чувство вины
 Беспокойство
 ----------------------------------------------------------
 Ужас               Пессимизм        Униженность
 Паника             Подавленность
                    Жалость к себе
 ----------------------------------------------------------
 Лихорадочное       Высокомерие,     Всеведение,
 возбуждение	      грандиозность    всемогущество
 ----------------------------------------------------------
 Энергичность,      Уверенность в 	 Эффективность, 
 активность         себе             компетентность
 ----------------------------------------------------------
 Усталость,         Неуверенность    Неэффективность, 
 пассивность                         нерешительность
 ----------------------------------------------------------
 Опустошенность     Деморализация    Неумелость, 
 Апатия             Беспомощность    неадекватность
                    Ощущение себя 
                    жертвой
===========================================================

Границы понятия

Под состоянием аффекта, как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. С точки физических действий – это сильное душевное волнение. Человек в данном состоянии не контролирует свои действия, а наоборот, аффект выступает в качестве самозащиты на оскорбления.

Его уникальными характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность,а также скорость, выносливость и сила – в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. У животных возникновение аффектов связано с факторами, непосредственно затрагивающими поддержание физического существования, связанными с биологическими потребностями и инстинктами.

Предлагаем ознакомиться  Общий анализ крови при коксаки

Содержание и характер аффектов человека претерпевает значительное изменение под влиянием общества, и они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Аффект всегда возникает в ответ на уже сложившуюся ситуацию[1], мобилизуя организм и организуя поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию на неё.

Специалисты проводят различие между понятием «аффект» и понятиями «чувство», «эмоция», «настроение» и «переживание».

От чувств, настроений и эмоций аффекты отличаются прежде всего интенсивностью и кратковременностью, а также тем, что всегда возникают в ответ на уже возникшую ситуацию[1].

Под переживаниями понимают только субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включающую физиологические составляющие.

Какие реакции вызывают у аналитика дискретные аффекты, настроения и аффективные состояния?

Аффективное противоречие это что такое Аффективное противоречие: определение — Психология.НЭС

Как правило, аффективные переживания, расположенные над нейтральной линией (симпатия, удовлетворенность, гордость, храбрость, оптимизм, доброта, энергичность, уверенность, эффективность), позволяют пациенту ощущать себя в безопасности, когда он рассказывает аналитику о своих мыслях. И наоборот, недоверие, зависть, чувство стыда, страх, печаль, чувство вины, пассивность, ощущение небезопасности и своей неумелости обычно становятся причиной защитных мер и не позволяют пациенту раскрыться.

Прямой подтверждающий ответ, как правило, подкрепляет позитивный аффект или позитивное настроение пациента. Негативные аффекты и настроения могут усиливаться (или ослабевать) в качестве соответствующего ответа на расспросы и проявление интереса со стороны аналитика (схема 4). В таком случае характер ожидания, которое может стать причиной дискретного позитивного или негативного аффекта или настроения, можно сравнительно легко довести до сознания пациента, раскрывая разные по своей интенсивности и длительности трансферентные конфигурации.

===========================================================
 Схема 4.
 ----------------------------------------------------------
 Позитивный аффект    Безопасность     Возможность проверки
 и настроение                          на соответствие 
                                       условиям
 Негативный аффект    Защищенность
 и настроение
===========================================================

Интенсивные аффективные состояния также могут сопровождаться чувством безопасности или защищенности. Восторг, спокойная удовлетворенность собой, представление о своем совершенстве, опрометчивый отказ, воодушевление, высокомерие, ярость, грандиозность и всемогущество подкрепляют у пациента мысли и способы поведения, которые он не стремится ни обсуждать, ни ставить под сомнение.

Ощущение безопасности воспринимается пациентом как зависящее от сохранения его состояния. Интервенции, нацеленные на ослабление самовозвеличения пациента или устранение опасных аспектов состояния, приводят к тому, что как опасность расценивается аналитик, а не эмоциональное состояние как таковое. Постоянная и/или интенсивная подозрительность, ненависть, неудовлетворенность, невыносимое чувство стыда, ужас, депрессия, жалость к себе, униженность, апатия, ощущение себя жертвой и чувство неадекватности, как правило, в качестве общего ориентира нацелены на достижение чувства защищенности. Оспаривание их обоснованности или даже выяснение их источников часто чревато тем, что по отношению к аналитику возникают аверсивные чувства.

Аффективные состояния, выражающие ощущения безопасности и защищенности, как это ни парадоксально, сходны в том, что они являются источниками сопротивления исследованию и изменению. Пациент, который испытывает состояние восторга, гиперидеализации и самовозвеличения в разных формах, будет чрезвычайно сопротивляться его осмыслению и исследованию или утрате временного ощущения защищенности.

Многие поступки, продиктованные этими состояниями, часто объединяемыми термином “грандиозность”, является защитными или следствием дефицитов. Мы считаем необходимым подчеркнуть крайне важные в клиническом отношении факты: 1) их источниками обычно является сочетание предшествующих тяжелых или травматических переживаний, 2) в их развитии неизменно играют определенную роль конфликты и 3) каждый случай требует исследования его значения.

Нежелание изменяться является обязательным атрибутом; поэтому неспособность аналитика распознать настойчивое стремление пациента сохранить ощущение безопасности может быть расценено как недостаток эмпатии. В свою очередь ощущение пациентом недостатка эмпатии ведет к усилению его защит – теперь иатрогенному по своему происхождению – и часто к возникновению аверсивного состояния.

Аверсивное состояние гнева, унижения, страха, бессилия, беспомощной зависимости, жалости к себе и неприспособленности можно связать с отчаянием человека, всеми силами цепляющегося за свое прошлое ощущение безопасности. Эти состояния действительно являются дистонными и аверсивными, но пациент может расценивать их как знакомые, как аспект идентичности и как надежную защиту от нового переживания надежды, разочарования и фрустрации.

Аналитик способен помочь, если он понял мотив пациента цепляться за свое состояние и внушает ему уверенность, оставаясь с пациентом, находящимся в таком состоянии (сдерживание аффекта). Расспросы, касающиеся “реальности” аверсивных аффектов и обесценивание серьезности нынешней ситуации путем интерпретации “реальной” причины в прошлом часто воспринимается как недостаток эмпатии и усиливает потребность пациента защищаться.

Фазы аффекта и их характеристики

  1. Первая фаза — доаффективная.
  2. Вторая фаза — аффективного взрыва.
  3. Третья фаза — постаффективная.

До сих пор мы использовали феноменологический подход к описанию дискретных аффектов, настроений и аффективных состояний, а также того, как мы работаем с ними в процессе лечения. В качестве примеров мы использовали девять пар противоположных аффектов. Очевидно, что список может быть значительно более длинным.

Основным аффективным переживанием, относящимся к системе привязанности, является чувство близости. Это чувство возникает и в диадических отношениях с матерью и отцом (а также любым другим человеком или домашним животным) и – в более сложных формах – в триадических отношениях, при которых смещение желаний и соперничество обостряют стремление к близости.

Таким образом, симпатия, доверие, любовь, удовлетворенность, великодушие, гордость, уважение, смелость, оптимизм и ценные моральные качества являются аффективными переживаниями, которые возникают в процессе позитивного переживания привязанности. Аналогичным образом дополняющие эти чувства переживания гнева, сомнения, зависти, ревности, опасения, стыда и вины усиливают переживание привязанности.

Предлагаем ознакомиться  Почему при отравлении не хочется есть

Чувства эффективности и компетентности являются самыми важными в мотивационной системе исследования и самоутверждения. Целая группа негативных аффектов, настроений и состояний являются переживаниями, которые отражают преобладание аверсивной мотивационной системы в дискретных или комбинированных формах враждебности и ухода в себя. Когда человек энергичен и уверен в себе, то это скорее отражает состояние самости, чем какую-либо другую систему.

Аффективные переживания, связанные с системами, в основе которых лежит регуляция физиологических потребностей и потребность в чувственном удовольствии и сексуальном возбуждении, несколько отличаются от представленных нами схем (схемы 1, 2 и 3). Аффективные переживания, относящиеся к двум этим системам, включают в себя гораздо больше телесных ощущений, возникающих вследствие ритмического усиления физиологических потребностей и напряжения, обусловленного выработкой гормонов.

Мы описали (Lichtenberg, 1989) физиологические потребности, которые подвергаются психической регуляции на протяжении всей жизни: принятие пищи, выделение, дыхание, тактильная и проприоцептивная стимуляция, температурная регуляция, равновесие, сон и общее физическое здоровье. Мы отделяем эти физиологические потребности и психическую регуляцию, в которой они нуждаются, от незаметных телесных процессов, таких, как функция селезенки, печени и т. д.

, которые не доступны для осознания. Мы предположили, что базисная врожденная схема питания такова: потребность в принятии пищи > ощущение голода, формирующее аффект дистресса (плач) > переживания сосания и поглощения пищи (происходящее с разной быстротой устранение дистресса = облегчение) >

ощущение удовольствия и чувство насыщенности (сопровождающееся состоянием перехода к другой мотивационной потребности). Успешность психической регуляции этого паттерна измеряется достижением младенцем осознания чувств голода и насыщения в качестве самостоятельно идентифицируемых аффектов и ощущений.

Осознание чувств голода и насыщения достигается лишь в результате сенситивной диадической коммуникации между матерью и младенцем, когда мать улавливает сигналы младенца. В клинической работе со многими взрослыми мы и не можем, и не должны улавливать тонкости этих формирующих диадических взаимодействий.

Паттерн “голод-принятие пищи-облегчение и насыщение”, если он является сформированным и устойчивым, едва ли нуждается в исследовании. Однако при нарушениях, относящихся к функции принятия пищи (отсутствие аппетита, переедание и рвота), возникает спектр аффективных расстройств, которые могут заставить нас вновь обратиться к базисной схеме, приведшей к развитию заболевания (см. Lichtenberg et al., 1992, pp. 138-145).

Другим примером аффективных паттернов, связанных с регуляцией физиологических потребностей, является дыхание. Как правило, в процессе клинического взаимодействия ощущение дыхания остается вне поля сознания обоих партнеров, то есть в нейтральной зоне. Возможным исключением являются свойства дыхания, влияющие на речь пациента, который испытывает тот или иной аффект.

В некоторых специфических ситуациях, возникающих в процессе лечения, дыхание прямо или косвенно становится предметом осознания. В состояниях волнения, радостного возбуждения, страха или гнева дыхание заметно учащается. В состояниях сниженного возбуждения, избегания и подавления аффекта или сонливости дыхание замедляется.

В ситуациях, в которых дыхание затрудняется простудой, инфекциями пазухи и астматическими приступами, угроза блокады поступления воздуха вызывает дискомфорт с потенциальной возможностью возникновения паники, вызываемой чувством удушья. Если в жизни пациента происходили травматические события, связанные с ощущением удушья, например, когда пациент однажды едва не утонул, или, как в случае Нэнси, когда Мэтт зажимал ей своей рукой нос и рот, воспоминания о них могут оживлять это ощущение, и тогда оно сопровождается приступом паники.

Наша гипотеза заключается в том, что в процессе анализа, даже тогда, когда пациент дышит незаметно, частота и глубина дыхания наряду с постуральными изменениями и урчанием живота включаются в незаметную и нерефлексивную диадическую коммуникацию. Воспринимаемые над подпороговом уровне, эти менее непосредственные индикаторы аффекта обеспечивают фоновый источник информации, которая способствует оживлению преобладающего вербально-аффективного потока или указывает на уплощенное, лишенное жизненности состояние пациента – “слова без музыки”.

По нашему мнению, аффективные цели “сексуальности” гораздо более разнообразны, чем это постулируется теорией либидо. В данной теории модель оргазмической разрядки такова: постепенное возрастание (прелюдия), затем более быстрое усиление состояния возбуждения (коитус), выливающегося в оргазмическую разрядку (удовольствие), и резкое убывание ощущений, сопровождающееся расслаблением (удовлетворением).

Наблюдение за “сексуальной” жизнью маленьких детей и взрослых показывает, что примерно с девятимесячного возраста открыты два пути: (1) потребность в чувственном удовольствии, проявляющаяся в виде общего дистресса и беспокойства или специфического ощущения в чувственной целевой зоне > успокоение, поглаживание, ритмичные фрикции >

Десерт

или ослабление дистресса и беспокойства и специфических ощущений удовольствия, сопровождающееся снижением общего напряжения или (2) ослабление дистресса и беспокойства и специфических ощущений удовольствия, сопровождающееся возрастанием фокальных и генерализованных ощущений сексуального возбуждения.

Один путь включает в себя чувственные ощущения, интенсивность которых может усиливаться либо ослабевать при достижении удовольствия. Другой путь включает в себя сексуальное возбуждение, интенсивность которого усиливается до достижения высшей точки. Путь, связанный с чувственным удовольствием, может включать в себя ощущения, распределенные по всему телу (рот, кожа, анус и гениталии) и по сенсорным модальностям (зрение, слух, вкус и осязание).

Путь, связанный с сексуальным возбуждением, может включать в себя все остальные источники стимуляции, но главной зоной является пенис или вульво-клиторально-перинеальная область. Чувственное удовольствие нередко сопровождается чувствами нежности к себе или к другим людям, тогда как сексуальное возбуждение – ощущениями власти и агрессивного нападения как у мужчины, так и у женщины, причем они часто усиливаются из-за ощущения боли.

Ощущения и аффекты, включающие в себя полное переживание как чувственности, так и сексуальности, могут быть “аутоэротическими” в качестве паттерна, но не по своему происхождению или психическому содержанию. Яркое переживание чувственности и сексуальности возникает в результате интерсубъективного взаимодействия родителей и ребенка.

Предлагаем ознакомиться  Как избавиться от синяка после удара

Поэтому пред- и постсимволические репрезентации этих переживаний носят печать их диадических и триадических источников в образных формах, в которых пассивные и активные роли легко могут меняться. Чувственные и сексуальные переживания часто содержат неуловимое качество расплывчатости и мечтательности, которое способствует взаимозаменяемости субъектно-объектных репрезентаций.

Изменчивость качеств “активный-пассивный”, “мужской-женский” предоставляет этим переживаниям большие возможности для проникновения в разнообразные сферы диадических и триадических отношений. Однако у пациентов, связность самости которых уязвима, изменчивость репрезентаций часто является причиной страха, а также защитных мер, направленных против потери границ, и, следовательно, избегания, ограничивающего близкие отношения (Mitchell, 1993).

Значение для клинического взаимодействия такого преобладания языка “ощущений” в метафорах каждой мотивационной системы заключается в двух моментах. Во-первых, метафоры ориентируют нас на богатый в аффективном отношении потенциал того, о чем говорится. Во вторых, метафоры часто позволяют пациенту делать отклоняющиеся от темы замечания, которые могут понадобиться для того, чтобы подойти ближе к реальному переживанию.

Физиология аффекта

Начало течения аффекта сопровождается изменениями со стороны вегетативных реакций (изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, выступание пота и другие), резко выраженными изменениями в произвольно-двигательной сфере (торможение, возбуждение или перевозбуждение, нарушение координации движений). На этом эффекте основан принцип работы детектора лжи, регистрирующего множество физиологических показателей организма.

Сильный аффект обычно нарушает нормальное течение высших психических процессов — восприятия и мышления, иногда вызывает сужение сознания или его помрачение[источник не указан 196 дней].

Техники, содействующие обретению чувства безопасности

Какие технические подходы позволяют анализанду почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы воссоздать аффективные состояния, отображающие важные жизненные переживания, которые необходимо исследовать, а также чтобы не допустить возникновения барьеров, препятствующих рефлексивному пониманию состояний?

Ключом ко всему является эмпатический способ восприятия. По мере того как аналитик достигает успехов в выявлении аффектов и настроений анализанда и в понимании соответствующих мотиваций, аффекты, как правило, остаются гибкими, происходит расширение сознания и появляется чувство безопасности. По словам Фридмэна, “любовь или иллюзия любви проявляется тогда, когда кто-то подкрепляет субъективно переживаемое человеком чувство опоры” (Friedman, 1995, p. 446).

Когда аналитик совершает неизбежные ошибки в выявлении аффекта, настроения и/или мотивации, представляемой с позиции пациента, вслед за этим часто возникает аффективное состояние, вызванное такой неудачей. Характерной особенностью многих таких ошибок является ощущение, возникающее у пациента, что к нему относятся как к “объекту”, а его субъективные качества игнорируются или не замечаются (объектификация, Broucek, 1991).

Если пациенту и аналитику удается сдержать аффективное состояние и начать исследовать его возникновение, вызванное эмпатической ошибкой, пациент получает возможность скорректировать восприятие аналитиком источника разрушительного состояния. Своей открытостью к восприятию анализанда аналитик подкрепляет его способность делать рефлексивные наблюдения и оказывать влияние.

“Вы замолкаете и лелеете свои чувства обиды, когда я не принимаю того, что вы мне говорите”. Или: “Вы говорите так, словно вам все известно, а я ничего не знаю”. Или: “Вы слишком уверены в своей привлекательности, чтобы понять, что я чувствую”. Эти атрибуции обиды, всеведения и самосовершенства предоставляют возможности для исследования влияния состояния одного человека на другого, если аналитик позволяет себе “примерить” атрибуцию.

Будучи открытым для предположений и позволяя себе вчувствоваться в состояние, иногда распознавая смутно воспринимаемые аспекты самости, на которые было оказано влияние в интерсубъективной сфере, аналитик может моделировать готовность к исследованию воздействия аффективного состояния, которое неизбежно оказывает влияние на диадические отношения.

Разновидности аффекта

  1. Физиологический аффект — аффект, вызванный единичным (разовым) психотравмирующим воздействием поведения потерпевшего.
  2. Кумулятивный аффект — аффект, вызванный длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с поведением потерпевшего.
  3. Патологический аффект — аффект, вызванный болезнью.
  4. Прерванный аффект — прерванное внешним воздействием эмоциональное состояние, развертывающееся по определенным психологическим механизмам и достигающее аффективной глубины. В таких ситуациях можно говорить о прерывании не доаффективной фазы и непосредственно момента аффективного взрыва, а о постаффективном периоде.

Признаки аффекта

  1. Субъективная неожиданность психотравмирующего воздействия.
  2. Субъективная внезапность возникновения аффективного взрыва.
  3. Взрывной характер эмоциональной реакции.
  4. Частичное сужение сознания — фрагментарность и неполнота восприятия: симультатная (неполное восприятие ситуации в отдельный момент времени) и сукцессивная (неполное восприятие окружающей действительности и своих действий во времени).
  5. Нарушения произвольной регуляции деятельности — расстройство опосредованности действий, расстройство контроля действий, снижение способности к прогнозу результатов действий, отсутствие прогноза отдаленных последствий действий.
  6. Физическая астения (истощение).
  7. Психическая астения (истощение).
  1. Ощущение субъективной безвыходности из сложившейся ситуации.
  2. Неблагоприятное психофизиологическое состояние (переутомление, недосыпание, соматическое заболевание и пр.).
  3. Относящиеся к частичному сужению сознания — заполненность сознания переживаниями, связанными с психотравмирующим воздействием, элементы искаженного (иллюзорного) восприятия, элементы утраты чувства реальности окружающего, элементы ощущения отчуждения своих действий.
  4. Относящийся к нарушениям произвольной регуляции деятельности — двигательные автоматизмы (стереотипии), нарушения речевой деятельности, несоответствие агрессивных действий обвиняемого его ценностно-смысловой сфере, направленности личности или типичным для него способам реагирования.
  5. Резкое изменение вазомоторных и иных вегетативных проявлений.
  6. Дезорганизация психической деятельности.
  7. Неполное осознание (недопонимание) случившегося.
  8. Совершение нетипичных для личностного психотипа действий (агрессия, намерение причинить себе вред, вплоть до суицида, ступор)

Литература

  1. Аффект: практика судебной психолого-психиатрической экспертизы. Хрестоматия / Авторы-составители Ф. С. Сафуанов, Е. В. Макушкин. — М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2013. — 312 с.
  2. Аффект // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Балабанова Л. М..Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-596-104-7.
  4. Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь = The Penguin Dictionary of Psychology: Second Edition. — 2-е издание. — Москва: Вече, АСТ, 2001. — Т. 1 (из 2х). — 592 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-009151-6, ISBN 5-17-009148-6, ISBN 5-17-008900-7, ISBN 5-7838-0606-4, ISBN 5-7838-0605-6.
  5. Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — Москва: Педагогика, 1983. — С. 29-20. — 448 с. — 75 000 экз.
  6. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 109. — 1424 с. — 100 000 экз.

Эта страница в последний раз была отредактирована 28 августа 2019 в 15:52.

Оцените статью
Импотенция
Adblock detector