Моторная алалия комаровский

Виды заболевания

Уже много лет изучается проблема классификации алалии у детей. Болезнь классифицируют в зависимости от механизмов, от признаков проявления и степени выраженности. Сегодня логопеды используют для классификации алалии метод по Ковшикову.

Согласно нему, выделяют такие виды заболевания:

  • экспрессивную моторную алалию;
  • импрессивную сенсорную;
  • смешанную.Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа

В зависимости от зоны повреждения мозга болезнь делят на два типа:

  • афферентная − поражены нижние теменные отделы мозга в левом полушарии;
  • эфферентная − поражены центры Брока в задней трети лобной извилины.

Причины появления

Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может быть следствием асфиксии новорожденного, недоношенности или травмы, полученной во время родов. В редких случаях диагноз может быть поставлен при преждевременных или затяжных родах.

Спровоцировать развитие недуга могут осложнения во время вынашивания малыша и родовой деятельности, а также перинатальные патологии.

Чаще всего причинами развития такого нарушения являются:

  • инфекции (заражение произошло во время пребывания в утробе матери или при прохождении родовых ходов);
  • гипоксия;Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа
  • асфиксия;
  • токсикоз;
  • травмирование плода во время падения беременной женщины или удара в область живота;
  • травма мозга во время вынашивания плода или родов;
  • высокий риск самопроизвольного аборта;
  • некоторые хронические недуги матери: недостаточность сердца и легких, гипертензия.

Также спровоцировать развитие алалии могут другие серьезные недуги, которые влияют на нервную систему: менингит, энцефалит, соматические патологии, травмирование головы. Некоторые ученые считают, что алалия − это наследственная болезнь. Дети с такой патологией отличаются от умственно отсталых малышей. Как только речь начнет восстанавливаться, умственное отставание исчезнет.

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Стадии и степени

Существует несколько степеней болезни, каждая характеризуется своими отклонениями, все они описаны в таблице ниже.

Степень Особенности
Легкая Эту степень достаточно легко вылечить. Достаточно просто ограничиться занятиями с логопедом и выполнением домашних упражнений и все отклонения уйдут. Ребенок научится самостоятельно говорить, ухаживать за собой.
Тяжелая При данной степени заболевания наблюдаются грубые поражения центров речи, поэтому терапия в большинстве случаев не приносит улучшений.

Что такое сенсомоторная алалия?

О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.

Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:

  • фонетики;
  • лексики;
  • синтаксиса;
  • морфологии.

Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Алалия моторная – или по-другому экспрессивная – обусловлена тем, что связана с моторными (двигательными) нарушениями. Основные проблемы становления речи – плохое овладение языковыми операциями, недостаточный словарного запаса. К примеру, моторная алалия у ребенка 3 лет выражается в неспособности высказать свои мысли, слова, отдельные звуки. Ему сложно составлять слова, словосочетания и правильно их использовать.

[stextbox id=’info’]У таких детей нормальная подвижность органов, ответственных за речь. Но есть трудность в двигательных умениях и навыках. Ребенок может слизать языком мороженое, но при этом не может поднять язык вверх по просьбе взрослого или родителя.[/stextbox]

Понимая речь окружающих, малыш бессилен в воспроизведении родного языка. Задержка затрагивает исключительно речевой аппарат. Если имеется длительная задержка, может появиться вторичное отставание в интеллектуальном развитии. Это сглаживается со становлением речи и ее развитием, усложнением.

Характерным симптомом моторного типа алалии является неспособность повторять речь, услышанную от взрослых. В особо тяжелых ситуациях, ребенок не может повторить даже простейшие звуки, такие как «АУ», «БА», «ПА», хотя и понимает обращенную речь взрослых. Чем сложнее слог, тем сложнее дается его повторение. Дети, страдающие такими речевыми расстройствами, как правило имеют неврологические или психические нарушения.

Неврологические симптомы могут быть выражены в неловкости, плохой координации движений, недостаточной физической активности. Может наблюдаться плохая мелкая моторика пальчиков – сложно застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Деткам с моторной алалией сложно играть с другими ребятишками. Им сложно хорошо прыгать, играть в мяч и делать другие движения, которые при этом легко даются здоровым детям.

В некоторых случаях может наблюдаться обратный эффект, то есть повышенная активность. Это зависит от локализации поражения головного мозга. В этом случае дети могут проявлять гиперактивность, легко возбудимы, проявляют излишнюю суетливость, но при этом они быстро устают.

Могут наблюдаться отклонения в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в чрезмерной обидчивости, склонности к бурным реакциям, частым слезам, истерикам, нежелании иметь контакты и общение с окружающими людьми. Такие симптомы могут быть выражены в:

  • нарушения памяти;
  • плохой концентрации внимания;
  • замедленном протекании мыслительных процессов;
  • зрительно-пространственных нарушениях;

Детям с моторной алалией сложно сосредотачиваться на каком-либо занятии или предмете. Они очень быстро отвлекаются на другие малозначимые предметы или события. Заинтересовать чем-либо такого ребенка крайне сложно. Таким детям сложно запоминать стишки, цифры, названия дней недели.

В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.

Моторная алалия комаровский

Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.

Сенсомоторная алалия — это форма нарушения речи в детском возрасте, связанная с процессом восприятия и воспроизведения слов. Сенсорный компонент — ребенок плохо понимает обращенную к нему речь или вообще не распознает смысла сказанного, но оценивает эмоциональную окраску (проблема в работе речевых анализаторов).

Дети с сенсомоторной алалией иногда произносят слова, повторяя за кем-то, но не понимают их смысла. Например, вместо продолжения диалога несколько раз повторяют реплику собеседника (это не отменяет диагноз).

Речевая неполноценность связана с поражением ЦНС, однако сенсомоторная алалия приводит к травмированию психики ребенка, выключая его из детского коллектива, отдаляя от перспектив и возможности полноценного общения. Со временем (обычно к школьному возрасту), если нет значительных улучшений речи, к нарушениям памяти добавляется рассеянность, явное недоразвитие мелкой моторики и пониженный мышечный тонус, недостаточная ориентировка во времени, деятельность малопродуктивна.

Вот почему родители так стремятся «поправить» ребенка к школе, что не всегда получается. В этом случае главное — не совершить распространенную ошибку, попрекая, психологически отстраняясь или, наоборот, стараясь «приблизить» ребенка к «нормальным детям». Есть другие возможности полноценного развития дошкольника: коррекционные школы, индивидуальные программы обучения.

Алаликам гораздо легче даются задачи, когда им объясняют наглядно, а не словами или письменно. Не ждите от детей с диагнозом сенсомоторная алалия пространственного мышления, анализа, быстрых ответов и конкурентоспособной обучаемости. Это не особые дети, но им необходимо больше времени и усилий, чтобы усвоить информацию и «научиться учиться», чем основной группе сверстников.

мальчик молчит и играет в кубики

Интеллект и способность к социальной адаптации у детей с алалией полностью сохранены. В будущем у больных не возникает проблем с достижением базовых целей, например, трудоустройством, но некоторым детям для этого нужно лечение: логопедическая коррекция и неврологическая.

Общение с помощью отдельных звуков, слов или отсутствие внятной речи нормально для детей с сенсомоторной алалией. На логопедических занятиях речь развивается постепенно. Кому-то достаточно полгода, чтобы удивить всех речевым прогрессом, некоторые дети за это время немного подтягиваются, но подвижки в лучшую сторону, если диагноз выставлен правильно и нет сопутствующих речевых нарушений, будут у всех.

Обучение мозга происходит в течение жизни, поэтому заниматься речевым и моторным развитием никогда не поздно (для тех, кто сомневается в нужности занятий, например, в 5-6 лет и не надеется улучшить прогноз).

Тем не менее, у маленьких детей прогресс идет гораздо быстрее. С рождения до 2 лет мозг человека увеличивается в 3 раза. Возраст до 3 лет наиболее знаменателен для развития мозга созданием новых синапсов, их ростом и формированием более сложных соединений. В этот период формируется до 2 миллионов новых связей в секунду, тогда как в мозгу взрослого человека ежесекундно появляется миллион синапсов.

Сенсомоторная алалия не полностью поддается коррекции. Моторная алалия излечима, в отличие от сенсорной. Постепенно понимание речи развивается, но дать 100 % прогноз логопед сможет только на ближайшее будущее.

Факторы, влияющие на прогноз:

  • интеллект;
  • усидчивость и стремление развиваться;
  • состояние слуха;
  • перечень назначенных и выполняемых лечебных методов, полноценность программы занятий для коррекции речи.

Дети при сенсомоторной алалии учатся читать быстрее, чем говорить, но смысла слов не понимают. Осмысленность во время чтения добавляется постепенно, по мере освоения новых слов и поднятия уровня понимания речи. Если не исправлять искажаемые слова и терпеливо не обучать постановке ударений, читать дети с диагнозом станут на автомате, а окружающие будут с трудом понимать, о чем они читают.

Сложившийся дефект — дислексию — будет сложнее поправить. Ребенок с сенсомоторной алалией пишет с ошибками, аналогичными тем, которые допускает в разговорной речи. Поэтому для коррекции заболевания рекомендуется раннее начало занятий и постепенное обучение детей не только устной, но и письменной речи, чтению.

Облегчить задачу ребенку и родителям могут сборники речевых упражнений с обилием картинок, вопросами для самостоятельного поиска ответов из прочитанного. Таким образом закрепляется понимание выученных слов.

Что поможет добиться наивысшего результата?

Индивидуальные занятия на начальном этапе работы (временно) или при тяжелой алалии (постоянно) позволяют достичь успехов при условии ежедневной работы с ребенком, участие в которой, помимо педагогов, принимают родители.

Активную разработку артикуляционной функции проводят в группах. Популярна методика «Круг» (детей усаживают в круг, устраивают игры, проводят упражнения, предполагающие общение).

Муниципальный и даже частный коррекционный детский садик — не лучший вариант для детей с сенсомоторной алалией. Логопед в поликлинике тоже обычно не справляется с задачей запуска речи у неговорящего ребенка. Лучший выход: специализированный центр патологии речи и нейрореабилитации, длительный курс занятий с логопедом, дефектолом и возможностью регулярных консультаций невролога.

Противопоказание при сенсомоторной алалии к «обычному» садику основано именно на сенсорном компоненте заболевания. Ребенок не может сосредоточиться (потому что ничего не понимает), его считают непослушным, а использующиеся методики не подходят для обучения детей с этим диагнозом.

Симптомы

Сенсомоторную алалию можно заметить у ребенка через несколько месяцев после рождения. Заболевание проявляется отсутствием лепета (конструкции из 2-х букв), отдельные протяжные звуки, например, «а-а-а-а» не считаются лепетом. Иногда ребенок просто меньше лепечет, чем другие дети. Тогда нужно ориентироваться на однообразие звуков. Это всего лишь вариант развития и может быть отдаленным признаком других нарушений речи или особенностью темперамента.

В 2 года наличие моторной алалии очевидно, догадаться можно и к полутора годам. К 1 году жизни здоровый ребенок знает 10-20 слов. В 1,5 года словарный запас увеличивается до 30-40 слов, причем простые словосочетания для детей в этом возрасте — не проблема. Для 2 лет нормально уметь произносить 50 слов и складывать в простые предложения.

Если ребенок говорит очень активно без умолку, но понять, о чем он, невозможно, такая ситуация тоже подходит под критерии моторной алалии. Когда ребенок при этом не понимает, что говорят ему, стоит рассмотреть вероятность сенсомоторной алалии.

Если в двухлетнем возрасте речевое развитие не соответствует норме, нельзя ссылаться на какие-то особенности, генетику и ждать. Диагноз задержка речевого развития уже должен быть поставлен и, что важно, начато лечение. Ребенок может догнать сверстников, но самостоятельно он добьется успеха с меньшей вероятностью, чем при использовании коррекционной программы.

Сенсомоторную алалию можно диагностировать только при наличии хорошего слуха у ребенка (проверять у оториноларинголога или сурдолога). Ребенок не понимает слов не потому что не слышит, а из-за отсутствия способности уловить их смысл, как бы ни старался. Обычно, если в этом случае родители начинают волноваться или настаивать на ответе, ребенок становится грустным. Когда причина отсутствия понимания и хотя бы невербального ответа в глухоте, никакой реакции нет.

Дети с сенсомоторной алалией не умеют сортировать картинки и предметы по категориям. Контакт со взрослыми и ровесниками сильно затруднен. Когда затронут сенсорный компонент речи, человек слышит звуки, но воспринимает их, как бессмысленный шум, не распознавая слова и смысл фразы. Некоторые слова такие дети все же понимают.

Чего не умеют дети с сенсомоторной алалией? Непрямые, но характеризующие заболевание признаки. Ребенок не справится с задачей, если вы попросите:

  • вытянуть губы в трубочку;
  • высунуть язык;
  • повернуть язык или сделать другие несложные трюки.

Кроме того, дети с поражением моторной коры не могут нормально пережевывать пищу, из-за этого испытывают проблемы с глотанием и иногда с пищеварением.

Признаки сенсомоторной алалии, касающиеся этапов и особенностей развития речи у детей:

  • запоминает новые звуки, но неправильно использует их, пытаясь выговорить слово (не исключено, что отдельные звуки произносятся правильно);
  • не запоминает и не повторяет буквы и слоги в заданной последовательности;
  • речь бессвязная, смысл слов теряется, поскольку ребенок игнорирует часть букв или изменяет конструкцию, формируя новое, трудно узнаваемое слово;
  • осмысленные фразы тоже не получаются (при условии знания слов) из-за их перестановки;
  • ребенок может «зависнуть» на одном слове, ему очень сложно произнести что-то отличающееся от только что заученного.
Предлагаем ознакомиться  Лишай у детей — опасное инфекционное заболевание? Без паники: лечим ребенка грамотно

Моторная алалия комаровский

Что мешает правильной речи детей с сенсомоторной алалией? Факторы:

  • неполное (для их возраста) фонематическое восприятие и представление о структуре слов, грамматике;
  • расплывчатое восприятие обучающего материала и самостоятельно приобретенного опыта;
  • отсутствие представления о структуре слова и связях в предложении;
  • непонимание и неумение использовать грамматические средства;
  • сложности и затянутость на всех этапах обучения речевым процессам.

В дальнейшем ребенок (без лечения):

  • не умеет правильно склонять и согласовывать форму слова в предложении;
  • плохо запоминает новые слова и редко использует их в повседневной речи;
  • медленно продумывает, что сказать, проговаривает слова с ошибками;
  • не испытывает потребности общаться с другими людьми, используя речь (ему достаточно мимики, жестов, средств выразительности голоса без слов).

Речь при сенсомоторной алалии медленная, ударения делаются либо неправильно, либо присутствуют во всех слогах. Часто между слогами или словами формируются равные или разные по длительности паузы.

Затронута память

Запоминая одно, ребенок забывает другое. Выучил стихотворение и помнит его сегодня, но на завтра не остается ни следа от проведенных занятий. Учить новые слова, фразы особенно трудно. Процесс обучения идет быстрее, если подкреплять словесную информацию зрительными образами. При сенсомоторной алалии дети не могут подбирать слова или произносят их неправильно.

В ответ на речевую недостаточность и связанные с этим ограничения в деятельности и общении у детей формируются невротические черты характера. Сенсомоторная алалия провоцирует замкнутость, низкую самооценку, негативные предубеждения. Ребенок легко обижается, быстро раздражается, реакция на неприятные события — сразу слезы.

Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа

Это частый, но не безусловный признак и последствие сенсомоторной алалии.

Некоторые дети развивают страх совершить ошибку. Чем повторить слово неправильно, они предпочитают молчать и изъясняться жестами. Тогда даже если ребенок уже научился произносить несколько слов, то может разговаривать только когда обрадовался, испугался, удивился или появились другие эмоции.

Недоразвитие ЦНС

Полная диагностическая картина сенсомоторной алалии не ограничивается нарушениями речи.

Неврологические особенности и расстройства от начальной до крайней степени выраженности:

  1. Не хочет играть, предпочитает посидеть, чем походить, ребенка сложно расшевелить. Возможно и противоположное состояние — вместо игры ломает игрушки и мебель, агрессия, ярость.
  2. Некоординированные движения иногда без попыток управлять рефлексами.
  3. Психомоторная расторможенность (лишние, неконтролируемые движения).
  4. Нарушения равновесия (не удерживается на одной ноге, падает или сворачивает, если нужно пройти по узкой тропинке или бордюру, ходит на пятках, не наступая на носок или наоборот).

Дети с сенсомоторной алалией чаще рождаются левшами или умеют одинаково хорошо использовать обе руки, чем остальные.

Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа

В целом, при сенсомоторной алалии у детей наблюдаются отклонения в поведении: либо в сторону заторможенности и медлительности, либо гиперактивности.

Главный признак аутизма — некоторая отрешенность от жизни других людей, не связанная с пониманием обращенной речи. Дети с аутизмом предпочитают оставаться одни и заниматься своими делами, обращаются к взрослым только по необходимости, других детей игнорируют. При сенсомоторной алалии сохраняется потребность в социализации, но быстро развиваются комплексы, связанные с речевой неполноценностью.

Существуют просто замкнутые дети, а помимо аутизма есть и другие медицинские диагнозы. Например, крутить колесики, выстраивать игрушки рядами, дергаться, дрожать, как и задерживаться взглядом на предметах — это аутические черты. Они означают повреждение или недоразвитие головного мозга, но для диагноза расстройства аутического спектра их недостаточно (могут пройти сами собой).

Даже отсутствие зрительного контакта и указательного жеста не всегда указывает на аутизм, при этом заболевании присутствуют и физиологические нарушения, и комплекс других симптомов расстройства психики. Заподозрить аутизм с очень большой вероятностью можно, если какие-то функции были, а потом пропали.

Если вы хотите уточнить, какой диагноз более вероятен, пройдите тест на аутизм. По ссылке 6 способов оценки наличия аутизма у детей разного возраста.

Сравним развитие и поведение детей при сенсомоторной алалии и аутизме. Различить не так уж трудно, особенно родителям, ведь они наблюдают и общаются с ребенком каждый день.

Области развития Симптомы сенсомоторной алалии Признаки аутизма
Потребность в коммуникации Ребенок демонстрирует потребность в родителях и других людях, возможно, нечасто и без проявлений симпатии Предпочитает развлекать себя сам. Лучше остаться с неразрешенным вопросом, чем добиться ответа с помощью общения. Быстро сдается, если его не понимают или исступленно капризничает
Уровень речевого развития до 3 лет Реагирует, когда другие обращаются, не против поддерживать диалог (использует вербальные сигналы) Часто говорит бессмыслицу. Общается только тогда, когда сам хочет и в самостоятельно выбранной форме
Звукопроизношение Близко к норме, но возможна скандированная речь Эмоциональная окраска, скорость произношения слов нарушены
Максимально возможная задержка психического развития Низкий уровень развития моторики и функций, необходимых для обучения Умственная отсталость, множественные когнитивные дефекты (вероятны)
Эмоции Борьба с истериками возможна, реакция на попытки окружающих как-то унять капризы присутствует Неконтролируемые истерики. В процессе плача повлиять на поведение ребенка со стороны невозможно без кардинальных мер. Истерика может начаться и закончиться исключительно по инициативе ребенка
Фобии В мягкой форме. Боязнь объектов или беспокойство в определенных ситуациях возможны и особенно распространены при сопутствующем СДВГ Ребенок может сильно испугаться, но чего именно он боится выяснить сложно (приступы неконтролируемого страха)

Аутичность, как качество личности, характерна для алалии и появляется, как психологическая реакция на дефекты развития. Кажется, что ребенок постоянно раздумывает о чем-то своем, ему не требуется непрерывный контакт с обществом, но это не диагноз и не болезнь, а нормальное последствие постоянного психического травмирования (по причине ограниченного речевого опыта).

Клиническая картина и особенности поведения детей

При отсутствии речевого общения с детьми или взрослыми ребенок испытывает психологический дискомфорт. Дети с самого раннего возраста используют жесты чтобы выразить свои эмоции, желания.

Постепенно они начинает подключать к этом речь, которая по мере взросления усложняется.

Ребенок с алалией такой возможности не имеет, ему трудно объяснить, что он хочет от взрослого. Степень затруднений может быть различной, но существует три уровня неразвитости речевого аппарата:

  • Полное отсутствие речи;
  • Есть начальные признаки речевого развития. Кроха имеет в своем запасе некоторые слова или звуки и может составлять из них слова, но такой запас крайне ограничен.
  • Есть развернутая речь с фрагментами слабого развития речевой системы. Лексикон в этом случае большой, но слова произносятся искаженным образом, есть дефекты в произношении определенных звуков.

[stextbox id=’alert’]Эти уровни не связаны с возрастом ребенка. В 5 лет он может находиться на первом уровне. Эти нарушения неизбежно отражаются на устной речи, а в позднее на способности писать и читать.[/stextbox]

Дети с трудом могут запомнить буквы, цифры. Они их путают, мешают друг с другом. Это дополнительно затрудняет развитие речевой способности. Ребенок понимает обиходную речь. Она проста для него, для нее не требуется соблюдать грамматические закономерности.

Ребенок может понять простые просьбы, например, закрыть дверь или взять книгу, ориентируясь на текущую ситуацию. Он понимает, что, если дверь в комнату закрыта, а мама вдруг о ней сказала, значит с ней нужно сделать какие-то манипуляции.

Интуитивно малыш откроет дверь. Но понимает ли он именно значения слов в этот момент, зависит от тяжести заболевания. На сложных стадиях может вовсе не понимать то, что ему говорят взрослые.

Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Цель занятий дома и с логопедом при сенсомоторной алалии: формирование новых (недостающих) нейронных связей в коре головного мозга.

Для успешного развития речи при сенсомоторной алалии необходимо убрать беспорядочный набор звуков (при наличии), ограничить речевой поток словами по делу. Родители должны выделить время (обычно несколько дней в неделю) для ограничения ребенка от шумовой нагрузки, необходимости много говорить, музыки, просмотра передач и другого «шума». Эта мера — первый шаг на пути к улучшению понимания речи и самостоятельного формирования звуков и слов в осмысленном порядке.

Э. Фрешельс — логопед, разработавший способы лечения нарушений речи психотерапевтическими методами, советовал исключать не только звуковые, но и зрительные раздражители. Только в условиях полной эмоциональной тишины можно начать успешное лечение сенсомоторной алалии.

Задачи логопеда:

  • разбудить интерес у ребенка к понимаю окружающих его звуков и желание взаимодействовать с миром посредством вербального общения;
  • развить способность подражать и повторять;
  • научить различать речь и музыкальные, бытовые шумы.

Задача родителей — закрепить полученные знания и приучить ребенка правильно использовать речь на бытовом уровне.

«читай, и-и-и, а-а-а». Спросите, какая это буква или где «а»? Повторяйте до заучивания. Оптимально: 10-20 раз в день. При правильном ответе похвалите ребенка. Избегайте длинных предложений. Задавайте вопрос коротко, общайтесь в игровой форме. Звуки из мультиков и знакомых ребенку ситуаций — лучшие примеры.

Когда выучите гласные, приступайте к согласным.

Стикеры на предметах быта. Подпишите названия шкафу, дивану, чулану, любимым игрушкам и т. д. Оптимально: 5-10 названий. Высота букв: от 5 см. 7-14 дней неустанно подходите и читайте, как называется предмет. Затем устройте экзамен: создайте дублированные карточки, предложите рассортировать их соответственно предметам.

Возможно, придется провести экзамен большее 2 раз. Когда ребенок научится распределять карточки, снимите с предметов стикеры и попросите еще раз соотнести карточки с названиями и предметы. Дизайн карточек и выбор предметов можно превратить с творчество, например, украсить их вместе с ребенком. Избегайте похожих по написанию слов: клоун-слон, мишка-шишка.

Изучение новых слов в игровой форме. Идеально, если слова записаны на карточках с яркими картинками. Используйте разные цвета. Карточки должны храниться в коробочке.

Каждый день изучайте одно новое слово. Не ограничивайтесь проговариванием слов и рассматриванием картинок. Играйте в игры. Выучили слово «мяч» — поиграйте в подвижную игру; ребенок запомнил слово «умыться» — по утрам спрашивайте, что нужно сделать, когда проснешься и т. д.

Алалия

Показывайте на примерах. Тема: рыбалка. Пригласите подопечного «порыбачить словами». Возьмите детский набор для рыбалки и карточки со словами на магнитах. Предложите ловить «рыбку», называть по имени (кубик, мишка, зайчик) и класть в ведерко.

Поиграйте в магазин и водителя, предложив продать вам что-нибудь или прокатить на авто/велосипеде игрушку или домашнее животное.

Логопеды часто предлагают игру «кому что нужно». Например, расскажите ребенку, что едят живые существа вокруг него. Коту — молоко, собаке — кости, бабочке — цветы/нектар, птице — хлеб/зерна. Тоже самое с мультипликационными персонажами. Учитывайте и собственные вкусовые предпочтения ребенка. Попросите выбрать блюдо или продукт, назвав его, или показать названный вами.

Детский альбом, чтобы он принес пользу обучению ребенка с сенсомоторной алалией, нужно немного дополнить. Подпишите фотографии родных так, как ребенок к ним обращается. Фото игрушек и природы дополнят картину. Наклейте яркие ярлыки с привычными для ребенка короткими названиями объектов.

Рассматривайте фото с ребенком, обращайтесь: «Прочитай!». Сами медленно читайте слово, показывая пальцем на буквы. Цель: ребенок попробует повторить звук или слово. Если это случится, похвалите его. Спустя 1-2 неделю таких занятий сделайте комплект карточек, на которых будут лишь имена и названия. Например, «мама», «папа», «Катя», «машина», «дерево», «фонтан».

Добавьте еще один альбом для занятий. На этот раз — для изучения букв. Когда ребенок научится говорить букву, делает аппликацию (вырезает полоски из бумаги, катает линии из пластилина или др. вариант). Желательно гласные делать одного цвета (красный), а согласные другого (синий). Буквы должны быть большими и четкими (диаметр 8-12 см).

Дети любят раскраски с конурами букв. Если ребенок хочет рисовать или раскрашивать, но буквы у него пока не получаются, ненавязчиво предложите помощь. Используйте прием рука-в-руке.

Тот же метод эффективен для закрепления знаний. Взрослый направляет руку ребенка, рисуя несколько знакомых объектов, названия которых начинаются на изученную букву и подписывает их, держа руку подопечного в своей. Предлагайте прочитать слова 2-3 раза в день. На начальном этапе читайте самостоятельно, просите повторить.

Правила проведения занятий с ребенком:

  • хорошо изучите материал, с которым собираетесь работать, придумайте план;
  • 1 неделя — 1 буква, если времени не хватило — еще неделя;
  • повторяйте выученное;
  • ребенок не должен ощущать себя ущербным или неполноценным, ощущение успеха — двигатель прогресса в занятиях;
  • если видите, что ребенок сейчас ошибется, дайте подсказку, идти на принцип — худшая стратегия;
  • в начале логопедического курса заниматься 2-3 раза в день по 5-10 минут вполне достаточно;
  • длительность одного стандартного занятия: 15-20 минут, можно меньше;
  • в возрасте 5 лет и старше нормальная продолжительность 30-40 минут;
  • если ребенок устал, переключитесь на другой род занятий или дайте ему отдохнуть;
  • если ребенок расстроен, отложите занятия, начинать нужно в хорошем настроении;
  • во время занятий говорите четко и только по делу, длинные фразы недопустимы;
  • при изучении букв называйте звуки (М, Н, С и никогда МЭ, ЭН, СЭ);
  • указывая на картинку, дайте установку: «Скажи, где тропинка», «Покажи кролика», на текст: «Читай» (никаких «Скажи, пожалуйста, что здесь написано» или «Что ты видишь на картинке?»).
Предлагаем ознакомиться  Мутизм акинетический - Ваш Недуг

Коррекция алалии

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

Сенсорная (импрессивная) алалия – тяжелая форма речевого развития, при которой страдает и понимание, и говорение, а также наблюдается ряд симптомов моторного типа заболевания. Согласно медицинской статистике, в общем количестве деток, страдающих проблемами с речевым аппаратом, на моторный тип приходится 90% случаев, когда на сенсорную лишь оставшиеся 10%.

Сенсорная алалия это нарушение понимания ребенком речи окружающих. Экспрессивная речь (способность связанно говорить) у малыша в таких обстоятельствах не может развиваться. Некоторые считают, алалия сенсорная что это – неспособность говорить в связи с нарушением артикуляционного аппарата. Однако нарушение речи здесь вторично, то есть из-за непонимания речи окружающих, из-за проблем с фонематическим слухом.

[stextbox id=’info’]Малыш с хорошим слухом не может связать в слова звуки, которые слышит от взрослых или сам произносит. Поэтому он не в состоянии их воспроизвести.[/stextbox]

При таком типе наблюдается повреждение или недоразвитие речеслухового анализатора. Это приводит к серьезным нарушениям аналитико-синтетической деятельности. Звуки, которые слышит ребенок, не различаются им. Он не в состоянии распознать слова или даже отдельные звуки, слоги.

К этому нарушению приводят поражения головного мозга, а именно определенных зон, находящиеся в корковой его части, которые отвечают за речевой аппарат, анализ речи, понимание звуков. Главными факторами, способные привести к этому являются:

  • Патологии плода, появившиеся во время беременности. Вынашивание может быть осложнено гипоксией, инфекциями, гипотрофией. Могут возникать нарушения в развитии ЦНС плода при употреблении алкоголя, наркотических веществ.
  • Нарушение ЦНС во время родов. Плод может получить повреждения нервной системы при неправильных действиях акушера. При родах ребенок может получить травму головы.
  • Заболевания в постнатальный период. Они могут возникнуть в первые годы малыша.

Существуют другие причины, которые также способны вызвать такое речевое нарушение. Диагностировать можно только после проведения комплексного осмотра ребенка. Малыша должны осмотреть логопед, педиатр, невролог, детский психолог, отоларинголог.

Для оценки состояния мозга ребенка, у которого есть подозрения на алалию, необходимо провести МРТ мозга, ЭЭГ. Все эти методы исследования абсолютно безвредны для ребенка и не представляют никакой опасности здоровью.

Необходимо четко разделить сенсорную алалию и возможную тугоухость. Это должен сделать квалифицированный отоларинголог. Для этого он проводит аудиометрию, отоскопию. Диагностика также должна определить степень тяжести имеющихся нарушений.

При этом нарушении в первую очередь страдает понимание речи, обращенной к малышу. Он не способен понимать, что ему говорят. При тяжелом протекании, ребенок проявляет полное безразличие к окружающим звукам, независимо от природы их происхождения. Такие дети не способны различать речь от других звуков и не реагируют на свое имя. При лёгкой степени ребенок может понимать некоторые слова из обихода.

Ребенок, страдающий этим речевым нарушением, имеет высокую речевую активность, но она состоит из простых (лепетных) звуков, междометий. Смысл этого потока звуков и слов непонятен для окружающих людей. Речь ребенка напоминает скорее «словесный салат».

Сенсорная алалия

Одним из отличительных признаков сенсорного типа заболевания является выраженная эхолалия – повторение отдельных звуков не понимания их значения. Повторять слова, произнесенные взрослым, малышу с таким речевым нарушением сложно или вовсе невозможно.  Ребенок не в состоянии соотнести слово и предмет, которое оно обозначает.

Для алаликов характерно большое количество речевых ошибок. Они указывают на фонетическую недостаточность, что проявляется неправильной расстановкой ударений, пропуском звуков или их заменой на другие. Ребенок не может контролировать свою собственную речь и допускает в ней ошибки.

Корректировать сенсорную алалию необходимо только используя комплексный подход. Он состоит из:

  • медикаментами, назначенные неврологом;
  • нейрокоррекция;
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом;
  • работа с детским психологом;
  • физиопроцедуры, эрготерапия;
  • специальный логопедический массаж.

Комплексная помощь

Врачами назначает прием ноотропные препараты, нейропептиды, нейропротекторы, витамины. Эти средства оказывают положительное влияние на ЦНС в целом. Дополнительными мерами могут стать массажи, ЛФК, приятие лечебных ванн.

Логотерапия

Целью здесь является формирование слухового восприятия, развитие способности анализировать речь и слова окружающих. На первых этапах замедляется хаотичная речь малыша, повышается его усидчивость, внимательность.

Здесь происходит развитие дефицитарных функций, мышления, улучшается память малыша, появляется активность к исследованию окружающего их мира. Все эти компоненты лечения подбираются и назначаются специалистами, с учетом возраста, тяжести заболевания, причин возникновения и ряда других физиологических особенности. Обязательным условием успешной терапии являются занятия с дефектологом.

Подобрать меры коррекции можно только после проведения комплексной диагностики. От срока обнаружения этого речевого нарушения зависит результат терапии. Оптимальным возрастом, когда желательно начинать коррекцию считается 2-3 года.

Прогноз результата определяется на сколько рано была выявлена проблема и говорить об этом может только врач, который ведет кроху. Логотерапия поможет только если соблюдается весь план коррекционной работы, состоящий из медицинской, а также психологической составляющей.

Вовремя начавшаяся терапия и неукоснительно соблюдающаяся коррекция позволяют сгладить нарушения речевого аппарата, предупредить отклонения в дальнейшем.

В случае запоздалого обращения, вероятность получить сформированную полноценную речь резко снижается. При отсутствии мер коррекции, задержка речи может привести к плохой социализации малыша. Как следствие, могут появиться психологические нарушения. Меры профилактики сенсорной алалии проводятся при беременности, а затем в раннем возрасте малыша.

Слуховое внимание при данном нарушении снижено или вовсе отсутствует. Речь взрослых воспринимается неотчетливо, как набор хаотичных звуков. Поэтому не возникает желания подражать, повторять слова, слоги, звуки.

У детей с сенсорной алалией повышена речевая активность. Это отличает их от деток с моторный типом речевого нарушения. Детки с сенсорным видом много говорят, сохранена правильная интонация.

В этом случае речедвигательный анализатор не поврежден. Однако речь таких малышей неустойчива по звуковому составу. В ней много отдельных обрывков слов, бессмысленных словосочетаний. Такая речь непонятна для окружающих. В некоторых случаях наблюдается эхолалия – повторение отдельных слов, звуков без понимания их значений.

Часто не сформирована соотнесенность слышимых и произносимых слов. Название не может закрепиться за определенным предметом. Детям с нормальным развитием речевого аппарата запоминают название предмета после 3-5 повторений.

Для алалика с сенсорный типом заболевания для этого требуется минимум 25-30 повторений. Ребенок не может повторить произнесенное родителем слово. Взрослые же расценивают это как упрямство со стороны малыша.

Степень нарушения понимания может быть разной. Может наблюдаться полное непонимание речи, так и непонимание отдельных звуков, слов. Понимание речи имеет ситуативный характер. Одна фраза может быть понята по-разному.

Сенсорная алалия – повышенная речевая активность при низком ее понимании окружающими. Малыш плохо контролирует свою собственную речь. Симптоматика сенсорной алалии:

  • высокая возбудимость;
  • плохая управляемость поведением;
  • вторичная задержка интеллектуального развития.

Методика массажа при алалии

Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:

  • Анамнез – сбор информации от родителей и общения с ребенком. Подозрения на алалию могут быть установлены при наличии не менее трех характерных симптомов.
  • Дифференциальная диагностика. Необходимо провести обследование у целого ряда специалистов узкого профиля. Отоларинголог должен исключить проблемы со слухом, психоневролог дать свое заключение об умственном состоянии. Детский психолог должен проверить его на наличие аутизма.
  • Динамическое обследование. При начале коррекции логопед должен контролировать динамику становления речи. На основании полученной информации, логопед может скорректировать поставленный ранее диагноз.

Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.

Различия видов алалии

Дифференциация алалии.

Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;

  • координирует мышцы лица и языка;
  • улучшает чувствительность тканей;
  • уменьшает саливацию (избыточное слюноотделение, слюнотечение).

Ребенок с алалией

Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.

Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.

Средний возраст, в котором детям ставят диагноз сенсомоторной алалии: 2-3 года. Вторичная умственная отсталость (на почве недоразвития речи) еще не сформировалась, тогда как в 5 лет это последствие уже выражено.

Первичная задача логопеда — привлечь к себе внимание. Это не всегда просто, ведь непонимающий речь ребенок не только не разговаривает, но и не выполняет просьбы. Врач может попытаться наладить контакт прикосновением или повернуть голову ребенка. Такие действия могут как переключить внимание, так и вызвать негативную реакцию.

Общая картина: при попадании в кабинет логопеда или невролога (новое место) многие дети с предполагаемой сенсомоторной алалией волнуются, беспокойны, их действия беспорядочны, хуже реагируют на привычные способы общения, чем в домашней обстановке или наоборот, прыгают к маме или папе на руки и не хотят слезать.

Проводится дифференциальная диагностика сенсомоторной алалии с нейросенсорной тугоухостью, умственной отсталостью (олигофренией), синдромом Каннера (классический аутизм).

Кабинет невролога: нейропсихологическое обследование, проверка неврологических рефлексов, МРТ или КТ, ночной ЭЭГ мониторинг, Эхо-ЭГ. Проводится дифференциация с ДЦП и другими заболеваниями, предполагается прогноз.

Стандартный тест — вопросы, которые задает логопед при первом визите:

  1. Ребенок знает свое имя?
  2. Знает свой возраст?
  3. Откликается или хотя бы понимает, когда вы зовете его?
  4. Уже начал говорить (не звуки, а простые слова: дай, мама, папа)?
  5. Знает значение большего количества слов, чем может произнести?
  6. Иногда есть ощущение, что ребенок глухой?
  7. Иногда повторяет заданный вопрос вместо ответа?
  8. Иногда возникает бессвязная речь с использованием повторяющихся звуков/слогов?
  9. Умеет просить или молчит, когда что-то нужно?
  10. Хотя бы иногда использует указательный жест?
  11. Смотрит вам в глаза, когда общаетесь, играете с ним, переодеваете?
  12. Может сесть на колени, не избегает тактильного контакта?
  13. Умеет самостоятельно принимать пищу (некоторые продукты)?
  14. Не противится общению с ровесниками (хотя бы некоторыми)?
  15. С вашей помощью или самостоятельно уверенно шагает по лестнице (не подворачивает ноги, чувствует опору)?
  16. Не против пройтись пешком?
  17. Довольно энергичен (нет впечатления, что устает слишком быстро)?
  18. Просит прочитать сказку?
  19. Есть предпочтения в книгах?
  20. Положительно относится к музыке (любой жанр)?
  21. Умеет собирать пирамидку?
  22. Умеет сортировать предметы по цвету и другим признакам?
  23. Умеет бегать?
  24. Может перешагнуть через препятствие (игрушка, фантик) или теряется?
  25. Может интуитивно понять, как использовать предмет, хотя ребенка этому еще не учили?
  26. Может сопоставить 2 детали пазла?
  27. Пробует ловить мяч или играет в другие подвижные игры?
  28. Пытается рисовать?
  29. Пробует самостоятельно одеваться?
  30. Когда видит знакомые предметы на картинках, может назвать их?
  31. Полноценно играет с игрушками (обычно не использует куклу, как подставку, машинку не разбирает на части, чтобы рассматривать, молотком стучит не по гирлянде, а по гвоздю)?

Отрицательные ответы на 3 и более вопросов о ребенке 1,5 лет и старше — признак возможных нарушений речевого развития. Если родители не могут дать положительный ответ на 50 % вопросов, это повод заподозрить сенсомоторную алалию. Ответы «нет» на 1, 2, 10, 14, 22, 30 — признаки аутических черт, но уточнением диагноза РАС занимается не логопед, а невролог.

Пройдите более персонализированные тесты, ориентируясь на возраст ребенка (не для диагностики).

Тест для детей 2-3 лет.

Проверка на сенсомоторную алалию у детей 4-5 лет.

Какие врачи помогут?

Различия видов алалии

Педиатр, обнаружив задержку речевого развития, направит к таким специалистам:

  • логопед (занимается звукопроизношением, развитием понимания речи, учит произносить слова, составлять фразы и предложения);
  • дефектолог (врач, задачей которого является помочь ребенку адаптироваться в жизни, в социуме, он занимается развитием памяти, логического и критического мышления, способности обобщать информацию и выделять главное);
  • детский психолог;
  • детский невролог;
  • детский невропатолог.

Какие методы используются для коррекции сенсомоторной алалии?

Список самых эффективных:

  • логоритмика (отработанные движения и речь под музыку);
  • фонетичская ритмика (проговаривание и заучивание слов сопровождается движениями);
  • артикуляционная гимнастика;
  • логопедический массаж;
  • сказкотерапия;
  • игровая и песочная терапия;
  • арт-терапия;
  • нумикон (математика в игровой форме, ускоряющая сенсорное развитие);
  • глобальное чтение (изучение слов с помощью карточек с картинками);
  • система ПЕКС (общение с неговорящим ребенком посредством карточек с картинками);
  • АВА-терапия;
  • Флортайм (развитие и обучение, основываясь на интересах и поведении ребенка);
  • лечение пением;
  • остеопатия;
  • ЛФК.

Физиотерапия (значительно улучшат прогноз и ускоряет обучение):

  • лазерная терапия;
  • магнитотерапия;
  • гидротерапия;
  • рефлексотерапия (точечное воздействие на рефлексогенные зоны, например, акупунктура, магнитопунктура, электропунктура);
  • электрофорез (введение лекарственных веществ через кожу, используя ток);
  • дециметроволновая терапия (высокочастотная электротерапия);
  • транскраниальная микрополяризация (эффективная и безопасная процедура, воздействие токами сверхмалой частоты);
  • транскраниальная электростимуляция.

Большинство этих процедур проводят с осторожностью и не во всех клиниках при наличии эпилептической активности на ЭЭГ.

Кроме физиотерапевтических процедур, полезно посещение бассейна и спортивных секций.

О лекарствах

Нет ни одного препарата, одобренного для лечения алалии, ЗРР и других проблем с речью, связанных с работой мозга, но есть средства, способствующие формированию, сохранению и улучшению функционирования клеток мозга. То есть препараты прописывают не для лечения алалии, а для коррекции вызвавших заболевание причин.

Предлагаем ознакомиться  Сенсорная алалия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Список часто прописываемых ноотропных препаратов при сенсомоторной алалии:

  • Глиатилин;
  • Энцефабол;
  • Пантокальцин;
  • Пантогам;
  • Цереролизин;
  • Кортексин;
  • Глицин;
  • Пантокальцин;
  • Ноотропил;
  • Когитум;
  • Гаммалон.

Логопед, педиатр, воспитатель в садике не могут прописывать ноотропы. Это задача и ответственность детского невролога и невропатолога.

Побочные эффекты, на которые чаще всего жалуются родители:

  • аллергическая реакция;
  • кариес;
  • моторное перевозбуждение.

Возможно, что ребенок начал принимать лекарства, но эффекта нет или начались побочные явления. Решение одно: отменить препарат (терапию некоторыми лекарствами нельзя прерывать одномоментно, возможен синдром отмены). Важно: ноотропы не работают, если не проводятся занятия по развитию речи, некоторые из них начинают действовать спустя несколько месяцев.

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.

{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Прогноз преодоления диагноза

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов. Если остались вопросы, задайте их в комментариях или просто напишите нам – у нас есть опыт работы с такими детьми.

Симптомы алалии и способы лечения нарушения

У детей, проявляющих интерес к миру, которые стремятся общаться, знают несколько слов и/или понимают простые фразы, прогресс идет гораздо быстрее. Неделя занятий уже должна дать заметный результат.

Коррекция сенсомоторной алалии в раннем возрасте позволяет избежать вторичной умственной отсталости. Пользуйтесь всеми предложенными способами при отсутствии противопоказаний. При длительной неэффективности меняйте программу и/или специалиста.

Чтобы моторная алалия не развивалась у малыша, обязательно нужно обеспечить надлежащие условия для правильного протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка.

Во время вынашивания малыша женщинам рекомендуется проводить профилактику:

  • вовремя стать на учет к гинекологу, своевременно проходить все рекомендованные обследования и выполнять рекомендации доктора;
  • свести к минимуму риск заражения инфекцией, своевременно лечить недуги;
  • исключить все занятия, которые могут нанести травму плоду;
  • избегать серьезных физических нагрузок;
  • отказаться от употребления спиртных напитков, курения;Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа
  • подобрать сбалансированный рацион питания;
  • выполнять упражнения, рекомендованные беременным.

Чтобы ребенок развивался правильно, необходимо:

  • регулярно посещать семейного доктора, узких специалистов при необходимости;
  • делать все прививки в соответствии с возрастом малыша, но только если нет противопоказаний;
  • выполнять упражнения ля правильного развития ребенка, комплекс подбирается в соответствии с возрастом;
  • защитить ребенка от различных травм, особенно головы;
  • уделять как можно больше внимания ребенку, общаться с ним в ласковой манере;
  • поддерживать правильный психологический настрой в семье.

Данный недуг может быть врожденным и приобретенным. Ученые выявили определенные закономерности в появлении этой тяжелой болезни. Она может появиться после гипоксии плода, ряда осложнений во время беременности, ранних родах.

Психологический дискомфорт при алалии

Профилактика естественных причин невозможна либо крайне затруднительна. Малыш может получить травму головы во время родов. Причиной алалии являются также этиопатогенетические факторы. Сюда относятся:

  • рахиты;
  • вирусный энцефалит;
  • ЧМТ;
  • гипотрофия;
  • менингиты;
  • вирусные заболевания и осложнения после них.

Ряд этих причин можно полностью избежать, тем самым снизить до минимума риск появления патологии. Такими являются следующие меры:

  • родители должны отказаться от вредных привычек;
  • перед планированием беременности пройти все необходимые анализы для выявления заболеваний у матери.
  • во время беременности мать должна максимально избегать заражения вирусными инфекциями, обострение хронических болезней.
  • применять безопасные для плода лекарственные средства.
  • проходить все предусмотренные обследования во время беременности.
  • после рождения необходимо разговаривать, заниматься развивающими играми.
  • при появлении симптомов психических, неврологических расстройств, немедленно обратиться к логопедам, детскому психологу или неврологу.
  • проводить назначенные врачами прививки, в том числе маме.

Такие меры профилактики обеспечат хорошее развитие нервной системы, развитие речевых, моторных навыков.

Залогом успешности терапии является ранняя диагностика заболевания. Логопеды, занимающиеся этой проблемой убеждены в том, что при начале коррекция в возрасте 3-4 лет, малыш имеет хорошие шансы на полное восстановление.

Основными факторами успеха является правильно подобранный курс лечения, его своевременность, опыт специалистов, проводящие коррекционную работу.

[stextbox id=’info’]В раннем возрасте, благодаря пластичность мозга и нервной системы, речевые функции могут перенесены с пораженных участков на другие центры.[/stextbox]

Работа с детьми-алаликами

Стоит также знать, что чем больше поражения речевых центров, тем сложнее и длительнее будут протекать восстановление. Дети с моторной алалией имеют больше шансов на полное устранение проблем, хотя как сенсорная и смешанный тип, лечится тяжелее. В школьном возрасте такие детки могут столкнуться с трудностями в письме, чтении, сложении цифр.

Методика выполнение массажа

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

Коррекционная работа логопеда

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.

Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.

Этап первый

Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.

Этап второй

Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».

Этап третий

Обучение проговаривать слога, простейшие слова.

Этап четвертый

Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.

Этап пятый

Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.

Алалию корректируют с помощью занятий у логопеда.

Моторная алалия у ребенка, которому уже 2-5 лет, должна лечиться только комплексно. Специалист подбирает терапию индивидуально каждому малышу, учитывая его тип недуга и степень развития.

Не стоит ждать быстрых результатов, потребуется длительная и сложнейшая работа, чтобы ребенок начал справляться со своими дефектами речи. Эта болезнь тяжело подается терапии, но шанс вылечиться есть у каждого ребенка.

Есть несколько методов вылечить алалию:

  1. Прием лекарств. Логопед и невролог могут порекомендовать родителям давать ребенку ноотропные или метаболические препараты. Например, Энцефабол, который помогает улучшить все сниженные патологией обменные процессы в мозге, улучшает кровообращение, снижает уровень вязкости крови.Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа Пантогам − это мягко действующий на детский организм метаболический церебропротектор. Это средство улучшает энергетический обмен в мозге и клетках, оказывает противосудорожное действие, снижает моторную возбудимость, повышает работоспособность умственную и физическую. Назначать препарат должен доктор, он же подбирает дозировку и курс.
  2. Микротоковая рефлексотерапия. При помощи оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа отдельных частей мозга, которые наиболее поражены болезнью. Подобная процедура полностью безболезненна, назначается детям с 6 месяцев.
  3. Массаж. С его помощью удается улучшить работу мышц речевого аппарата.
  4. Физиотерапия. Специалист может порекомендовать курс лазерной, магнитной или электростимуляции, проводящиеся на специальном оборудовании.

Хорошую эффективность в лечении алалии у детей дают занятия с логопедом. Он хорошо знает, какие именно упражнения применять, чтобы всесторонне развивать речевой аппарат. Упражнения должны стимулировать активность речи, формировать большой словарный запас.

Вне зависимости от того, какая форма болезни у ребенка, логопед использует 4 этапа лечения в своей работе:

  1. Подготовительный. На этом этапе специалист формирует у ребенка предпосылки для дальнейшего правильного развития речи. Логопед создает такие ситуации, чтобы побудить малыша к общению. Также он формирует понятие, что речь для каждого человека важна. На этом этапе проводятся работы по развитию темпо-ритмической стороны речи и психических функций.
  2. Второй этап помогает сформировать начальные навыки речи. Проводятся работы, помогающие расширить словарь, идет активная помощь в соотношении слов с предметами. Специалист учит малыша узнавать слова по их звучанию, занимается коррекцией произношения звуков. Также применяются упражнения, помогающие классифицировать и обобщать предметы.Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа
  3. На третьем этапе формируются высказывания, как главной единицы речи. Логопед помогает скорректировать грамматический строй, учит ребенка правильно конструировать свои высказывания.
  4. На 4 этапе формируются понятия о познавательной функции речи. Подбираются упражнения, позволяющие сформировать связную речь, распланировать ее и воспитать навыки самостоятельного контроля.

Упражнения для каждого этапа подбираются индивидуально в соответствии с формой болезни. Во внимание берутся особенности дефекта. Работа организовывается таким образом, чтобы удалось наилучших результатов и максимально скорректировать речь.

Моторная алалия у ребенка 2-4 лет при работе с логопедом имеет ряд особых направлений, кроме основных принципов и этапов:

  • приводятся в норму все моторные функции, каждое задание, выполняемое ребенком, контролируется;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • развивается психологическая речевая база;
  • развивается словесное и логическое мышление, идет регулирование речи;
  • проходит подробная коррекция произношения звуков и преодоление оральной апраксии;
  • развиваются фонематические процессы, где упор делается на восприятии речи;
  • развиваются экспрессивные стороны речи.

Кроме логопеда с ребенком обязательно должен работать дефектолог, ведь нарушения могут быть и в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог дает больше уклон на психические функции и особенности личности.

  1. Обязательно малыш должен воспринимать речь взрослого. Ему нужно называть предмет, а ребенок должен найти его и показать. Если он показал неправильно, его нужно поправить, показать верный вариант и попросить повторить название предмета. Для таких занятий можно использовать любимые игрушки ребенка, с каждым разом обязательно увеличивать количество предметов, добавляя ранее ему незнакомые. Чем больше предметов он выучит, тем быстрее его словесный запас пополнится.
  2. Если малыш выучил много слов, то обязательно следует поработать над их правильным произношением.
  3. Разговаривать с алаликом нужно как можно больше. Речь взрослого должна быть понятной, правильной и не быстрой. Если у ребенка сенсорная алалия, то каждое слово лучше сопровождать соответствующей картинкой.
  4. Показывать малышу буквы, а после подбирать слова, начинающиеся на нее. Просить ребенка показывать букву, на которую слово начинается, пусть проговорит четко слово.

Обязательно нужно купить ребенку книжки с яркими картинками. Рассматривать их, показывать и говорить, кто изображен. Можно подобрать специальные компьютерные игры, где ребенок сможет развивать свою речь.

В домашних условиях можно проводить малышу логопедический массаж, который стимулирует речевые зоны.

Последовательность массажных движений может быть такой:

  • поглаживание лобной области, начиная от центра и двигаясь к вискам, движения вокруг висков должны выполняться по часовой стрелке;
  • таким же образом гладятся впадины глаз, движения не должны приносить дискомфорт, все выполнять нежно и мягко;
  • круговыми движениями гладятся щечки;
  • после нужно перейти на массаж пространства между бровями;
  • растирается нос, губы и даже язык.

Работа логопеда с алаликом

После массажа лица можно переходить на руки, грудь, спину. Никаких резких и болючих движений, ребенок должен быть полностью расслаблен. Руки перед массажем обязательно обработать антисептиком, никаких масел использовать не нужно, чтобы не вызывать аллергической реакции.

Занятия с логопедом и дома помогут быстрее развить логоритмику и связную речь фразами. Выполнение простых упражнений значительно увеличит словесный запас, улучшит речь, научит малыша понимать простейшие выражения.

Возможные осложнения

Первичные проявления этого заболевания становятся заметными уже в 2 года. Если не предпринять лечение в нужное время, недуг продолжит развиваться далее. К основным осложнениям можно отнести:

  • нарушение в координации движений;
  • высокая возбудимость;
  • нарушения мелкой моторики;
  • плохое понимание речи взрослых людей;
  • отсутствие самообслуживания;
  • многочисленные грамматические ошибки в собственной речи;
  • задержки в умственном развитии;
  • проблемы с общением.

Работа с алаликами проводится в игровой форме. Пациент не должен испытывать дискомфорта, психологического давления на себя. Правильная коррекционная работа – залог избавления от проблем, связанных с алалией. Успех терапии вероятен при раннем начале – в 3-4 года. Необходим комплексный подход. При незначительных повреждениях речевых центром, данная патология может быть полностью излечена.

Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может спровоцировать серьезнейшие нарушения письменной речи. Также у детей с подобным диагнозом, которые не получают надлежащего лечения, может появиться заикание, проявляющееся чаще при формировании навыков устной речи.

Если своевременно поставить диагноз и подобрать комплексную терапию, включающую в себя прием медикаментов, работу с логопедом, дефектологом и работу с родителями дома, то прогноз будет благоприятным.

Немаловажное значение играет и степень поражения мозга, невролог должен точно выяснить, насколько он поражен, чтобы подобрать терапию. При незначительных повреждениях уже к 5 годам можно полностью исключить диагноз − алалия.

Моторная алалия, которая была диагностирована ребенку до 1 года, может быть эффективно и без особых проблем вылечена. Родителям просто следует быть внимательным к своему малышу, строго следовать рекомендациям педиатра, посетить логопеда при необходимости и других узких специалистов.

От сенсорного недуга малыш быстрее избавляется, чем от моторного, поэтому нужна кропотливая и длительная работа.

Оформление статьи: Владимир Великий

Оцените статью
Импотенция
Adblock detector