Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Клуб Здорового Сознания

На каком расстоянии находятся люди, когда общаются друг с другом? Человек с опытом уже из этого может сделать важные выводы и о том, как люди относятся друг к другу, и какого рода вопросы они обсуждают, и у кого какой статус. Дистанцию в общении люди соблюдают (или выстраивают) чаще всего бессознательно, но быть к этим вопросам внимательным и иногда это делать осознанно — полезно.

Когда вы разговариваете, расстояние между вами должна быть приемлемой для собеседника и соответствующей вашим задачам в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора.

Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным.

Напротив того, слишком короткая дистанция создает ему ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить, это «слишком далеко» или «слишком близко»? В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м.

Дистанция делового разговора: 1,2 м — 3,6 м. Дистанция личной беседы: 45 см — 1,2 м.

Если вы протянули друг другу руки, поздоровались, беседуете и переходите на разговор совсем личного свойства, то учтите, что дистанция интимного сообщения: 15 — 45 см: от «на ушко» до длины доверительного локтя.

А как вы ответите на вопрос: где будет между собеседниками большее расстояние — в маленькой комнатке или в большом помещении? В углу помещения или в центре помещения? Правильный ответ здесь… (в небольших помещениях или в углу помещения люди сохраняют большие межличностные дистанции, чем когда они находятся в больших помещениях или в центре помещения).

То, как на дистанцию в общении влияет симпатия, вы знаете: мы готовы оказаться на меньшей дистанции с теми, кто нам нравится и кого мы воспринимаем как имеющего сходные интересы и ценности.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно, если вы к собеседнику по позе, жестам, дыханию или темпу разговора.

При этом, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению дистанцию сократить, не делайте преждевременных выводов: не очевидно, что он мало расположен именно к вам, это может быть его общее отношение к людям.

Дистанция в общении связана и со статусом: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

​​​​​​​На дистанцию разговора влияет опрятность человека, в частности его запах. Приятный запах способствует более короткой дистанции, такой человек как бы притягивает собеседника, а если кто-то за собой не следит, зубы не чистит или не лечит — дистанция общения с ним будет более длинной, а контакт — более коротким.

На дистанцию в общении в определенной степени влияет жизненный опыт, личные и национальные особенности. Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.

Что касается возраста, то дети-дошкольники обнаруживают предпочтения и вариации в дистанции личного пространства уже в 2-летнем возрасте.

А самое главное, чем более развит человек, тем в меньше степени ему важна эта самая дистанция в общении, и одновременно с этим он все в большей степени внимателен к тому, какая дистанция подходит его собеседнику и просто нужна для дела.

Не человек служит дистанции, а дистанция — человеку!

Функции невербальной коммуникации

Средства невербального общения способствуют ориентации людей в различных социальных ситуациях, а также регулировать свое поведение, понимать друг друга, воспринимать социальные нормы.

При помощи невербальной коммуникации передается информация о признаках расовой и социальной принадлежности человека, о его психическом, физическом и эмоциональном состоянии, об отношении к определенной ситуации или определенному лицу, предмету, а также о психологическом климате в коллективе.

Важная функция невербальной коммуникации состоит в обмене информацией об индивидуальных свойствах между субъектами общения, например, самооценка, темперамент, общительность и т.д.

Основными функциями невербалики являются:

  1. Получение информации о личности собеседника – его темперамент, эмоциональное состояние, самооценка, социальный статус, принадлежность к определенной группе.
  2. Сведения о взаимоотношениях участников коммуникации – уровень общения, характер и тип отношений, динамика взаимоотношений.
  3. Сведения об отношении коммуникаторов к ситуации общения – включенность в ситуацию, стремление выйти из нее.

Невербальные средства в сочетании с вербальными выполняют следующие функции:

  • Регулирование – невербальные средства используются для координации взаимодействия между собеседниками, снятие напряжения во время общения.
  • Дополнение – невербальные средства дополняют речь, делают ее выразительной.
  • Замещение – невербальное сообщение используется вместо вербальных средств (например, взгляд может сообщить о желании, мнении).
  • Опровержение – невербальное общение может противоречить вербальному.

Успешность коммуникации зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседников. Такой контакт зависит не только от умения человека говорить, но и от умения контролировать себя во время общения.

Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Дистанция между людьми и нормы её соблюдения

Дистанция между людьми и нормы её соблюдения. Нормы, касающиеся соблюдения дистанции, зависят во многом от культуры. Ниже перечислены виды дистанций между людьми.

К примеру, народ с Ближнего Востока, общаясь друг с другом, поддерживают небольшую дистанцию — не более ладони.

В Западной Европе люди, собираясь пообщаться, садятся поближе друг к другу, в отличие от французов. Голландцы, например, располагаются подальше друг от друга, чем это делают французы.

Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Во всем мире, стоит только пересечь границу, как вы сразу столкнетесь с различными нормами распределения дистанции.

Давайте поговорим о различных дистанциях, которые существуют между людьми.

Дистанция: 1.Интимная. Это расстояние до 0,5 метра. Это дистанция общения между близкими людьми (родители, дети, супруги, любовники). Вход на данную территорию разрешен только особенным, «своим» людям.

2.Личная. Это расстояние, поддерживаемое при общении с друзьями. Ее расстояние от 0,5 до 1.2 метра. Личная дистанция, в общих чертах — это то расстояние, которое позволяет «дотронуться рукой» друг до друга.

3.Социальная. Деловые контакты и иные социальные взаимодействия — расстояние от 1,2 до 3,5 метра. Такое расстояние, как правило, исключает прикосновения, и общение носит более формальный характер.

4.Публичная. Расстояние которой от 3.5 метра и больше. Когда люди разделены таким немалым расстоянием, они кажутся «безликими», и чтобы быть услышанным, приходится повышать голос. К таким дистанциям относят лекции, доклады и т.п. Публичная дистанция носит чисто официальный характер.

В противном случае есть вероятность неправильно интерпретировать дистанционное поведение вашего собеседника. Представители разных национальностей имеют свои нормы личного пространства.

Когда такое происходит, оба собеседника чувствуют себя неуютно во время беседы; один пытается подойти поближе, а другой наоборот отодвигается назад.

Это выглядит немного комично и может ввести в недоразумение, при которых один человек чувствует, что собеседник ведет себя довольно-таки фамильярно, тогда как другой будет чувствовать себя отверженным. Поэтому всегда учитывайте национальные особенности и вы сможете избежать подобных проблем.

Желаю вам, чтобы ваша дистанция всегда была для вас приятной и комфортной.

Ссылки Друзей. Здесь статья; Позитивное бессловесное общение!

Общепринято считать, что человек с образованием психолога или социолога видит прочих людей насквозь.

Предлагаем ознакомиться  Дуодено гастральный рефлюкс: что такое, симптомы, лечение

Достаточно бросить один взгляд на своего собеседника, как на поверхность тут же всплывает вся его подноготная: особенности характера, привычки, слабые и сильные стороны, а может быть, даже биография вплоть до времен появления на Руси христианства.

Невербальные средства коммуникации и направления невербалики

Невербалика включает в себя кинесику, такесику, проксемику, паралингвистику и экстралингвистику. Разберем эти понятия подробнее.

Кинесика (от греч. kinesis – движение) – это наука о движениях человеческого тела, к которым относится выражение лица, жесты, зрительный контакт, изменение позы. Кинесика различает цифровые (слова) и аналоговые (язык тела) сигналы. Самыми выразительными средствами являются визуальный контакт и выражение лица.

Визуальный контакт тесно взаимосвязан с вербальной коммуникацией, он характеризуется тем, как собеседники смотрят друг на друга в процессе общения, а также длительностью взгляда. Посредством мимики глаза играют особую роль. Сигналом восхищения может быть продолжительный визуальный контакт, беспокойство означает краткий контакт. При помощи визуального контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимости начать беседу или о конце высказывания.

Итак, поддерживая контакт глаз, можно определить заинтересован ли собеседник в предмете разговора, обращает ли он внимание на другого, вызывает ли какие-либо чувства разговор.

Мимика или выражение лица – это организация лицевых мышц, передающая эмоциональное состояние человека или обратную реакцию на сообщение. При использовании мимики общение становится эмоциональным. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» использовал 97 оттенков человеческой улыбки, 85 оттенков выражения глаз и других экспрессий.

Не менее важным внешним проявлением внутреннего эмоционально-психического состояния являются жесты. Под жестами подразумевается движение пальцев, рук, ног, головы, используемые при рассказе о чем-либо для привлечения внимания собеседника. Специалисты выделяют 5 типов жестов: адаптеры, иллюстраторы, символы, регуляторы.

Такесика – это наука о прикосновениях. К подобным относятся – рукопожатия, похлопывания, прикосновения, объятия, поцелуи и т.д. Тактильный контакт возможен в определенных случаях и используется по разным причинам, разными способами и в разных местах. Например, рукопожатие используется в дружественном или деловом общении, поцелуй при встрече долгожданного близкого человека.

Проксемика (от анг. рroximitry – близость) – это наука о взаиморасположении собеседников в пространстве. Наука изучает дистанцию между собеседниками, позиции, организацию пространства при общении.

Кооперативная предполагает сотрудничество, поведение кооперации необходимо для взаимодействия с собеседником, для того, чтобы понять действия и намерения друг друга необходимо сидеть рядом.

Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Угловая позиция способствует постоянному визуального контакту и создает условия для жестикуляции, позволяет наблюдать друг за другом. Однако угол стола является барьером.

Независимая позиция (по диагонали) характерна для не желающих взаимодействовать людей. Такая позиция говорит об отсутствии заинтересованность и желании быть замеченным собеседниками, например, на семинарском занятии в университете, совещании.

Конкурирующе-оборонительная позиция (собеседники сидят напротив друг друга) создает атмосферу соперничества, стол между ними является своеобразным барьером.

Паралингвистика и экстралингвистика связаны с голосом человека. Невербальные речевые аспекты такие, как тембр, темп речи, интонация, манера говорения, громкость, артикуляция дает важную информацию, передают определенные сообщения.

Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Дистанция в общении

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что некоторые люди подходят к вам так близко, что с ними тяжело разговорить, так и хочется отшагнуть назад? А иногда наоборот, ваш собеседник так далеко от вас, что вы непроизвольно подрагиваете к нему? В психологии существует такое понятия как «дистанция общения», и это очень важный момент.

Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора.

Напротив того, слишком короткая дистанция создает ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы.

Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м, Ответственные сотрудники министерства вам уточнят, делового разговора: 1,2–3,6 м, В российской культуре обычно короче, потому что у нас деловые отношения всегда перемешиваются с личными, личной беседы: 45 см — 1,2 м. Протянули друг другу руки, поздоровались, беседуем, интимного сообщения: 15–45 см. От «на ушко» до длины доверительного локтя.

Естественно, вносят свои поправки индивидуальные особенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.

Прохладное отношение выражается в тенденции держаться на расстоянии, однако, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению сократить дистанцию, не делайте преждевременных выводов: не факт, что он мало расположен именно к вам. Это может быть его общее отношение к людям или, скажем, национальные особенности.

Итого: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами.

Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» — если не враг, то по крайней мере внушающий опасения.

А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складывается из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чужой», а похожий, «как мы», кажется «своим».

О чем говорит дистанция при общении? - психология

Какие здесь есть разумные возможности?

Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джинсы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искусстве подстроек. Подстройки — это такие тонкие изменения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Чтобы выполнить некоторые из подстроек, требуется довольно высокая квалификация.

Мастерству подстроек вы можете научиться в центре «Синтон» в рамках «Базового тренинга: мастерство коммуникации» и на курсе «НЛП-практик»

Самые простые и понятные — подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.

Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.

Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, чтобы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.

Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повторяете позу партнера ее симметричным отражением: главное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите — настроение позы.

Если партнер во время разговора положил локоть на спинку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои волосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы естественным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.

Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему проекта — возможно, у вас достаточно хорошее зрение, чтобы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуться к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется — вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.

Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.

Предлагаем ознакомиться  В анализе крови много лейкоцитов и лимфоцитов

Он начал фразу — вы ее закончили.

Она сделала паузу — вы ответили выразительным лицом.

Он достал сигарету — вы щелкнули зажигалкой.

И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!Или — вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!»,— аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что некоторые люди подходят к вам так близко, что с ними тяжело разговорить, так и хочется отшагнуть назад? А иногда наоборот, ваш собеседник так далеко от вас, что вы непроизвольно подрагиваете к нему? В психологии существует такое понятия как «дистанция общения», и это очень важный момент. Дистанция общения должна быть приемлема для собеседника и, конечно, она должна соответствовать вашим задачам. О тонкостях пространственной организации общения нам рассказывает в этой статье профессиональный психолог, основатель и руководитель тренингового центра «Синтон» — Николай Иванович Козлов.

Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора.

Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным.

Напротив того, слишком короткая дистанция создает ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы.

  • Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м,
  • Ответственные сотрудники министерства вам уточнят, делового разговора: 1,2–3,6 м,
  • В российской культуре обычно короче, потому что у нас деловые отношения всегда перемешиваются с личными, личной беседы: 45 см — 1,2 м.
  • Протянули друг другу руки, поздоровались, беседуем, интимного сообщения: 15–45 см. 
  • От «на ушко» до длины доверительного локтя.

Естественно, вносят свои поправки индивидуальные особенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

  • В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.

Прохладное отношение выражается в тенденции держаться на расстоянии, однако, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению сократить дистанцию, не делайте преждевременных выводов: не факт, что он мало расположен именно к вам. Это может быть его общее отношение к людям или, скажем, национальные особенности.

  • Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.

Итого: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами. Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

  • Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.

Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» — если не враг, то по крайней мере внушающий опасения.

А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складывается из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чужой», а похожий, «как мы», кажется «своим».

Отсюда следует элементарный вывод: чем более вы сможете создать у собеседника ощущение сходства между вами и им, тем вероятнее, что между вами возникнут доверительные, свойские отношения.

Какие здесь есть разумные возможности?

Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джинсы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искусстве подстроек. Подстройки — это такие тонкие изменения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Чтобы выполнить некоторые из подстроек, требуется довольно высокая квалификация.

Мастерству подстроек вы можете научиться в центре «Синтон» в рамках «Базового тренинга: мастерство коммуникации» и на курсе «НЛП-практик»

Самые простые и понятные — подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.

  • Довольно часто эти подстройки осуществляются между людьми автоматически, неосознанно. Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.

Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, чтобы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.

  • Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.

Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повторяете позу партнера ее симметричным отражением: главное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите — настроение позы.

Если партнер во время разговора положил локоть на спинку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои волосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы естественным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.

Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему проекта — возможно, у вас достаточно хорошее зрение, чтобы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуться к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется — вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.

Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.

Он начал фразу — вы ее закончили.

Она сделала паузу — вы ответили выразительным лицом.

Он достал сигарету — вы щелкнули зажигалкой.

  • И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!

Или — вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!»,— аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.

  • Вот и попробуй после этого с ней поругаться!

Активный вариант подстройки через дополнение — подстройка через организующую провокацию: прилег перед человеком так, что тому захотелось присесть и обнять, захотелось пристроиться самому. Если человек рядом сидит с закрытым перекрестом, сядьте также, но с перекрестом открытым. Правило право-лево: по возможности избегайте подстройки с правой стороны, если хотите личных отношений.

Дистанция в общении

Позиция общения — это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне.

Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а вы стоите перед ним. Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, — вниз, вследствие чего быстро наступает усталость.

Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же картину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь, бесконечно уходящие вверх ноги, длинные руки, подбородок, «точки» рта, носа и глаз. Именно так дети изображают взрослых на своих рисунках.

Позиция 2. Вы стоите рядом с протянутыми друг к другу руками, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается. Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок — как проявление безразличия.

Позиция 3. Руками, свободно поднятыми вверх, попробуйте ласково погладить ребенка. Надолго вас не хватит, и те чувства, которые вы хотели бы передать ребенку, адресата не достигнут.

В описанной позиции люди видят друг друга совершенно по-разному, и передать свои чувства друг другу они практически не могут.

Позиция 4 «Глаза в глаза». Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане, ни один из них не ощущает себя менее важным, значимым, чем другой.

Предлагаем ознакомиться  Вредно ли курить табак

Позиция 5 «Сверху». Такое положение в отдельных случаях необходимо, когда что-либо угрожает ребенку, что-то необходимо решить быстро, но важно постараться сохранить дружеские отношения между общающимися.

В повседневной жизни использование такой позиции имеет существенные недостатки.

Ее характерным признаком является то, что один из собеседников («контролирующий родитель») занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй («адаптированный ребенок»)послушно пристраивается «снизу» (при этом они могут сидеть и находиться в позиции «глаза в глаза»).

В этом случае контакт возможен, только если эта позиция устраивает и одного и другого партнера. Но это взаимодействие не будет благоприятным для общения обоих, так как такое общение закрепляет стереотипы: уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого.

Ребенок в подобном положении видит собеседника искаженно, и поэтому, как правило, продолжать общение ему не хочется, а значит, предписание собеседника ребенок выполнять не будет.

Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то лучше всего присесть рядом.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или разговаривать с ним через плечо, смотреть в этот момент телевизор, читать газету, готовить на плите и т. д. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Задание. Понаблюдайте и выясните:

  • какая позиция преобладает в вашем общении с детьми;
  • какая позиция преобладает в вашем профессиональном общении;
  • с родителями воспитанников;
  • с коллегами;
  • как вы ведете себя в профессиональном общении.

Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированной модели.

Дистанция общения — это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно.

Чем ближе отношения между людьми, тем меньше расстояние между общающимися. Это расстояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их психологических особенностей и национальных стандартов поведения.

Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.

По той же причине не получится у вас откровенного разговора с ребенком или с родителем, если вы находитесь с ним в разных концах комнаты, а тем более — в разных комнатах.

Если же дистанция слишком мала, то появляется ощущение несвободы, возникает определенная психологическая напряженность.

Дистанция между людьми и нормы её соблюдения

Воспитателю важно правильно определить дистанцию общения и в отношении каждого ребенка (она может быть индивидуальной), и для всей группы в целом. Это довольно сложно, так как:

  • для различных ситуаций общения дистанция должна быть разной;
  • у каждого вида деятельности существует своя дистанция взаимодействия;
  • каждый ребенок устанавливает свою дистанцию взаимодействия со взрослыми (рис. 3.6).

Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения, на которых каждый из них будет чувствовать себя свободно и в то же время находить необходимый контакт с вами.

Именно воспитатель ответствен за выбор дистанции общения. Только он определяет ее исходя из той или иной конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант как для ребенка, так и для воспитателя.

В случае верного выбора их взаимодействие будет и приятным, и полезным.

Ситуация. Э. Хол провел такой эксперимент. Он сталкивал в деловом разговоре граждан США и представителей стран Латинской Америки.

Латиноамериканцы стремились приблизиться к партнеру, а североамериканцы все время отодвигались от собеседников. Североамериканцы думали о латиноамериканцах: какие они назойливые, бесцеремонные, претендующие на близкие отношения. Те же, в свою очередь, считали североамериканцев высокомерными людьми, холодными и слишком официальными.

Решение. В данной ситуации сказались различия в традиционных культурных нормах. У латиноамериканцев принята более близкая дистанция в общении.

Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Рис. 3.6. Дистанция общения

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать. Как дела? Что нового? Сын. Нормально. Ничего. Мать. Поел? Сын. Да.

Мать. Уроки выучил? Сын. Да.

К чему приведет такая схема общения?

Решение. В этом случае сохраняется психологическая дистанция, а потому ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. При таком общении трудно сохранить авторитет, ведь потерять его гораздо легче, чем приобрести.

Проксемика: правильная дистанция и расстояние в разных ситуациях

Задание. Подумайте и определите:

  • какую вы сами предпочитаете дистанцию общения;
  • где удобнее разговаривать с ребенком, с друзьями, коллегами, с группой.

Вспомните:

  • куда вы садитесь во время лекций, докладов, учебных занятий: поближе или подальше от ведущего, преподавателя;
  • где вы, обучаясь в школе, училище, институте, обычно сидели на уроках, семинарах: ближе к преподавателю или подальше от него.

Ситуация. В животном мире есть специфическая «дистанция бегства». Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров. У воробья очень маленькая дистанция бегства, а у оленя и орла — очень большая. А какова она у человека? Сохранил ли он в своем поведении этот древний защитный механизм: стремление убегать при приближении угрозы?

Решение. Конечно, человек не животное, но все-таки мы испытываем неловкость, если кто-либо другой находится слишком близко, хотя это расстояние у каждого свое. Если преднамеренно сократить дистанцию, партнер по общению неосознанно предпримет движение и установит то расстояние, которое находит для себя приемлемым.

А если в процессе общения вы придвинетесь к собеседнику (собеседнице), а он (она) не станет отстраняться, то это будет говорить о том, что он (она) готов к более близкому контакту и в межличностном общении.

При этом следует учесть, что злоупотребление этим приемом может быть воспринято как агрессия, или панибратство, или бесцеремонное заигрывание.

Ситуация. Воспитательница обратила внимание на то, что Витя (5 лет) старается держаться от нее подальше, хотя та не давала мальчику для этого никакого повода. Педагог решила, что, может быть, малышу просто не хватает родительских ласк.

Поведение в пространстве значение дистанции между собеседниками

Решение. Витя на самом деле нуждается в большей дистанции общения. Он чувствует себя увереннее, когда находится немного поодаль, но это не значит, что он избегает ласки или какого-нибудь другого вида взаимодействия с воспитательницей.

«А может быть, он подлизывается? Или, может быть, ему нужны особые условия общения?»

Какая дистанция общения предпочтительнее для Пети?

Решение. Этого ребенка неверно считать подлизой. Он просто нуждается в более короткой дистанции общения.

Ситуация. Происходит общение с детьми на основе личностно ориентированной модели.

Охарактеризуйте пространство и дистанцию общения в данном случае.

Решение. Дистанция общения будет такой, которая позволит каждому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно ощущать личную свободу.

Воспитатель в подобной ситуации должен действовать «не рядом», а «вместе», в одном пространстве, которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.

Вопрос. Как установить дистанцию общения во время занятий со всей группой, чтобы и воспитатель, и каждый ребенок чувствовали собственную свободу и в то же время чтобы все находились в контактном взаимодействии?

Ответ. Для этого надо продумать:

  • как разместить детей (чтобы каждый располагался лицом к говорящему, чтобы была выдержана дистанция и т. п.);
  • как должен каждый ребенок действовать, взаимодействовать с другими детьми и вами;
  • какое место займете вы сами (важно не располагаться спиной к ребенку);
  • как и когда обращаться к тому или иному ребенку.

Все это далеко не всегда возможно! Вероятно, вам все равно придется ограничить чью-то свободу или нарушить дистанцию взаимодействия.

Оцените статью
Импотенция
Adblock detector