Профессиональная деформация субъективные и объективные факторы

Мотивы, факторы и причины деформации личности юриста

Психология использует понятие «деформация» при обозначении разного типа изменений и явлений внешнего мира. С ее помощью фиксируются изменения психических процессов, состояния, свойств и качеств личности под влиянием среды, в которой производится деятельность (например, под влиянием профессии).

Юридическая деятельность в этом случае не является исключением, поскольку она способствует развитию как позитивных качеств (высокие нравственные начала, выдержка, спокойствие, дисциплина, способность найти подход и установить контакт с людьми, широкий кругозор и др.), так и отрицательных черт (равнодушие, высокая подозрительность, грубость и др.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Профессиональная деформация личности юриста имеет в своей основе объективные и субъективные причины. Первые из них представляют собой властные полномочия и элементы принуждения; детальную правовую регламентацию; постоянное общение с обвиняемым (подозреваемым), недобросовестным потерпевшим и свидетелями;

дефицитом времени и перегрузкой; ложную корпоративность, которая приводит к защите «чести мундира» в ущерб интересам общества; частые проявления острых конфликтных ситуаций; противодействие заинтересованных лиц; психические и физические перегрузки; уязвимость организации управления юридической деятельностью, неблагополучные условия быта и др.

Субъективные причины включают переутомление, низкую степень профессионализма, завышенную самооценку, пассивное выполнение обязанностей, растерянность, отсутствие навыков контроля своего поведения, позицию своей исключительности, карьеризм, отсутствие самокритичности, «эмоциональное» выгорание, скептицизм по отношению к категориям совесть, честь, долг и др.

Замечание 1

Психологами и юристами, включая А. Р. Ратинова, В. А. Васильева, А. В. Дулова, И. Н. Сорокотягина, З. Я. Яншину, были определены базовые факторы и мотивы, которые способствуют профдеформации юриста.

Основными мотивами являются:

  • Руководствование правильной целью, которая заключается в изобличении и наказании преступника. При этом юрист забывает, что в процессе достижения целей не все средства хороши.
  • Ценностное ориентирование на единственный путь максимального использования своей власти над людьми.
  • Неверное восприятие чувства долга и интересов службы;
  • Второстепенность требований профессии и должности.

Среди факторов, которые отрицательно влияют на юриста можно выделить:

  • недостаточную степень юридических гарантий, которые защищают юриста;
  • несовершенное уголовно-процессуальное законодательств;
  • «уравниловку» в оплате труда;
  • недостаток экономических стимулов;
  • слабый подбор и расстановка персонала;
  • недостаточный уровень профессиональных знаний;
  • неуравновешенность и грубость управленцев;
  • низкую степень самоконтроля;
  • чрезмерную самоуверенность и др.

Успех предупреждения профессиональной деформации в юридической сфере зависит от знания ее структуры. Структура профессиональной деформации классифицируется на открытую(видимую) и скрытую (невидимую).

Основные элементы открытой структуры состоят из:

  • пренебрежения нормами служебной этики;
  • нехватке самокритичности;
  • чрезмерно высокой подозрительности;
  • обвинительном уклоне;
  • упоении властью;
  • недостатке гуманности;
  • злоупотреблении спиртными напитками и жаргоном преступников;
  • убежденности во вседозволенности;
  • недостаточной культуре речи, поведения, общения;
  • неаккуратности, неприятного внешнего вида, неряшливости.

Профессиональная деформация субъективные и объективные факторы

Скрытые элементы структуры профдеформации включают:

  • нравственное обеднение специалиста;
  • фиктивность благополучия на работе;
  • взяточничество;
  • сокрытие преступлений;
  • неправильное понимание служебных интересов;
  • неточное понимание престижа;
  • объединение со средой преступности и др.

Требования профессии юриста (следователя, сотрудника полиции, адвоката и др.) состоят во внимательном исследовании причин профдеформации, а также включают разработку мероприятий по их предупреждению.

Причины деформации следователя могут заключаться в:

  1. стрессовых ситуациях, вызванных неудачами в процессе расследования преступлений, перегруженностью в работе, страхом критики и др.;
  2. качествах следователя, включая тип нервной деятельности, знания, опыт, коммуникативность, гуманность и др.;
  3. фрустрации (крушении планов, провалах, неудачах, и др.), которая ведет к агрессии, депрессивному состоянию, безынициативности, утрате трудолюбия, усидчивости и др.;
  4. сочетании доли власти и опасности. Так, опасность может породить страх и тревогу, а власть способна устранить чувство опасности для следователя, порождая одновременно с этим чувство всевластия (превышение полномочий власти).

Опаснейшим видом личностной профессиональной деформации является высокая подозрительность. Следователь может утратить веру в людей, подозревает всех и каждого, усматривает во всех упущениях злой умысел, во всяком заподозренном ищет преступника. Высокая степень подозрительности и предвзятость ведут к различным служебным недочетам.

Обвинительный уклон может стать причиной того, что специалист проигнорирует требование закона о сборе как уличающих, так и оправдательных, как отягчающих, так и смягчающих вину доказательств.

Замечание 2

Неспособность планировать собственное время может привести к торопливости или, напротив, к волоките.

Результат профессиональной деформации может быть представлен изменениями в психофизиологических и характерологических качествах следователя. Это происходит, когда он становится вспыльчивым, раздражительным, несдержанным.

Профессиональная деформация юриста не является обязательным признаком юридической деятельности, ее появление легко предупреждается. В этом процессе существенное значение имеет система профессионально-психологической подготовленности, процессуально регламентированный контроль, эффективная организация труда, мастерское чередование труда и отдыха, общение с людьми вне юридической сферы и др.

Психологическая литература с основанием признает, что личность, группа, коллектив и его руководство в критической ситуации должны проявить себя наиболее ярко. В повседневной практике часто признается противоположное мнение: оценка положительных и отрицательных поступков в критические моменты признает их нетипичными для человека, группы. Заблаговременная «нивелировка» поступков и «амнистирование» проступков не приемлемы, особенно это касается юриспруденции.

Предлагаем ознакомиться  Сколько нужно мочи для анализа мочи? Необходимый объем мочи для анализа

С позиции профессиональной подготовки факты умелых (неумелых) действий в сложных ситуациях необходимо рассматривать в качестве самого объективного показателя подлинной готовности к ним конкретных сотрудников (групп, коллектива). Для того чтобы достичь неслучайного успеха в работе со сложными обстоятельствами, необходимо, чтобы и в повседневной работе юристов типичные сложности стали закономерностями, а типично опасные ситуации – более или менее привычными.

Профессиональная деформация субъективные и объективные факторы

Сотрудника в сфере правосудия неложно ознакомить с категорией «бдительность», обучая говорить об этом правильные слова. Но на самом деле от него требуется другое, а именно умение на практике проявлять бдительность в соответствующей обстановке. А этому обучить (научиться) значительно труднее как профессионально, так и психологически.

Правомерные решения и действия юриста в любых ситуациях важны с точки зрения нравственно-психологической стороны. В критические моменты такой специалист должен иметь уверенность, что он является необходимым «инструментом» справедливого дела. Только в этом случае он может быть с высокой степенью самоотверженности проявить максимальную активность.

Относительно несложные и очевидные ситуации, когда юристы сами воспринимают и правильно понимают обстановку, они в достаточной степени самостоятельны в своих решениях и действиях, принимая на себя полную ответственность. В случае высокой сложности и низкой очевидности, когда работник лично не воспринимает поступающую информацию, но ему приказано действовать в качестве исполнителя, ответственность ложится не на него. Исключением является исполнение явно незаконных приказов или неисполнение, грубые нарушения законных приказов.

В сложных ситуациях особенно большую роль играет профессионально-психологическая подготовка руководителя. Выполнять обязанности руководителя психологически всегда труднее, чем исполнителя, тем более при наступлении критических обстоятельств. Эффективный руководитель – большая социальная и психологическая ценность, в первую очередь, для тех, кто ему подчиняется.

В условиях трудностей авторитет такого управленца представляет собой дополнительную профессионально-психологическую и нравственную опору. К неоправданным ошибкам могут привести психологическая неграмотность, неустойчивое состояние, недостаточный уровень профессионализма у руководства в критические моменты.

Сверхсильные раздражители (например, катастрофа, землетрясение) на определенный промежуток времени способны парализовать активность и нормальную работу даже подготовленных людей. Тренировка не может в полной мере исключить возможность временного потрясения, не останавливает чувство страха и неуверенность.

Как правило, критические ситуации ведут к снижению эффективности влияния руководителя на людей в случае его апелляции только к их сознательности и прочим сугубо интеллектуальным качествам. Они являются очень важными, но в этой обстановке более целесообразным является воздействие на эмоциональную и волевую сферу в качестве пускового механизма, который побуждает людей действовать или тормозит их.

Профессиональная деформация субъективные и объективные факторы

Сложность в любой обстановке создается и присутствием большого числа людей. При проведении опросов практических работников, у них был отмечен страх позора перед присутствующими, который преобладал над всеми остальными чувствами. Наличие зрителей способно сильно повлиять даже на подготовленного сотрудника.

ограничение или полное исключение присутствия посторонних лиц при производстве определенных действий следствия. Тем не менее, это не всегда возможно, а иногда даже нецелесообразно. Вывод заключается в том, что необходимы подготовленные сотрудники, на которых «зрители» не способны оказать значительного негативного влияния.

Замечание 4

В критической ситуации у работников правоохранительных органов должно проявиться стремление помочь нуждающемуся в этом лицу, в том числе фактическое умение квалифицированно оказать соответствующую помощь.

Особенности профессионально-психологической подготовки работников правосудия

Особенного внимания заслуживает профессионально-психологическая подготовка работников правосудия к работе в сложнейших условиях. Так, существуют общественные модели полицейской деятельности и др.

Сотрудники полиции чаще других сталкиваются со сложными и особо сложными ситуациями. Служить в полицию приходит много молодых людей (выпускники юридических и других вузов, демобилизованные военнослужащие), не всем из которых хватает индивидуального опыта полицейской работы, особенно это касается сложных условий.

Для условий профессиональной адаптации в правоохранительной деятельности чаще всего характерен метод проб и ошибок, что не способствует эффективной подготовке юристов. По этой причине существует потребность в активном внедрении методов и приемов профессиональной психологической подготовки подобных специалистов.

Опросы практических работников и наблюдения исследователей показали существование определенных факторов, которые тормозят использование этих методов. Так, сотрудники, отвечающие за профессиональную подготовку персонала, полагают, что «по старинке» проще и спокойнее учить и осуществлять проверку готовности.

Похожие трудности успешно были преодолены в других областях практической деятельности. Например, можно говорить о накоплении существенного опыта использования активных методов и приемов профессиональной психологической подготовки работников таможни, спортсменов, летчиков, космонавтов, десантников, пограничников и др.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Вне сомнения, обучение юристов не должно быть исключением, хотя до настоящего времени акцент при подготовке подобных специалистов делается на знания и «некоторые» навыки. Практика же сразу требует от них умения использовать навыки и знания,владеть собой и др. Все это является не менее важным, чем только теоретические сведения.

С помощью активных методов и приемов профессионально-психологической подготовки юридических работников устанавливаются рабочие взаимосвязи изучаемых предметов (уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, правовой психологии, судебной психиатрии и др.), зависимость между обучением, тренировками, закалкой и воспитанием.

Предлагаем ознакомиться  Спайки кишечника или спаечная болезнь: лечение опасной патологии

Практика существенно опережает теоретическую, нормативную и методическую оснащенность профессиональной психологической подготовки юристов. В крупных городах успешно были проведены эксперименты по воссозданию вполне реальных ситуаций, которые показали опасность лихачества (водителей, пешеходов). Были оборудованы автодромы и «огневые комплексы» с целью проведения практических занятий в области психологической и прочей спецподготовки. Происходит постоянное развитие нормативов и правил для занятий тактической, физической и иными видами подготовки.

В первую очередь работа юриста носит интеллектуальный характер, но служба в правоохранительных органах, включая работу в полиции, предъявляет соответствующие требования как к физическому состоянию, так и к психическому здоровью работников. Это можно отнести не только к работе оперативно-розыскного аппарата и административной службы, но также к деятельности сотрудников следствия, экспертизы и др.

Тем не менее, невозможен просчет всех возможных ситуаций, но существуют типы правоохранительной деятельности, вполне поддающиеся прогнозам. В целом задачу и схему профессиональной психологической подготовки можно свести к обеспечению в каждом правоохранительном органе (включая, в первую очередь полицию, ИУ, прокуратуру) необходимой надежности действий работников (субъектов), а также объектов, включая связь, транспорт, освещение, криминалистическую технику и др.

Замечание 3

Сегодня психологической практикой и теорией наиболее эффективным признан метод ситуационных упражнений в деле профессионально-психологической подготовки. Наблюдение за действиями лиц в реальности или приближенных к ней условиях представляет собой самый действенный способ контроля. Это не исключает, а, напротив, предполагает и наличие самоконтроля.

В соответствии с источником проявления напряженности и возможных затрат психических и физических сил существует классификация сложных и особо сложный ситуаций.

  1. Противоправность в использовании источника повышенной опасности или неосторожное обращение с ним (использование оружия, взрывчатых, ядовитых и других сильнодействующих веществ, транспортных и иных механизмов, некоторых животных и даже микроорганизмов). Подобные ситуации вполне вероятны как на производстве, так и в быту.
  2. Совершение единичных групповых, опасных для общества, деяний. Это могут быть преступления в области использования источника повышенной опасности, условия для совершения которых формируются при задержании вооруженных лиц, правонарушителей (угонщиков), при большой концентрации людей в каких-либо местах (например, посадка и высадка на транспорте и др.).
  3. Действие природных, стихийных и других сил, которые закон характеризует в качестве «условий общественного бедствия». Они подвергают суровой проверке всех, но в этом случае от сотрудников правоохранительных органов всегда требуется что-то большее, поскольку именно от их действий (бездействия) часто зависит жизнь и здоровье большого числа лиц.
  4. Введение в определенном регионе (всем государстве) особого (чрезвычайного) положения, которое может быть предвоенное и военное. Сотрудники правоохранительных органов (как и работники других сфер) должны на практике отрабатывать необходимые действия. Для этого необходимы более или менее реальные условия, а не сложности, которые создаются лишь на словах или картах.

Многие источники информации, особенно ведомственные документы, содержат разнообразные описания сложных и особо сложных ситуаций. Они рассматривают умелые (или не очень) действия сотрудников, но, как правило, в должной мере не анализируют их. Это определенным образом затрудняет применение такой ценной информации для научных и учебно-практических целей.

Наряду с этим практика показала, что в некоторых видах деятельности («нормальных» и «экстремальных») проявляются типичные «ситуации опасности», а также «выстраданные практически» правила безопасности, профилактические и иные меры. Подобные общие правила, запреты и стандартные случаи используются, например, дежурными частями полиции, пожарной охраной, скорой медицинской помощью и др.

Пример 1

Казалось бы между упавшим авиалайнером, горящим торфяным болотом или высотным зданием, сорвавшимся с тормозов автопоездом нет ничего общего. Но эти ситуации характеризуются неожиданностью, реальной (повышенной) опасностью, сложностью и неясностью.

С определенными особенностями сложных ситуаций взаимосвязана специфика деятельности сотрудников правоохранительных органов. При обязательном учете именно таких аспектов практической работы происходит профессионально-психологическая подготовка юристов.

Уровни профессиональных деформаций

Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми. У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях: [13]

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных.

У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей — синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника — актуальная агрессивность, у адвоката — профессиональная изворотливость, у прокурора — обвинительность.

Предлагаем ознакомиться  Что разбивает камни в почках

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

· деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

· деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

· деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций.

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Описана общая схема возникновения деформаций личности [30]. Во многом она справедлива и для профессиональных деформаций. Сенситивным моментом для их зарождения являются периоды профессиональных кризисов, когда работник сталкивается с необходимостью разрешения особенно сложных профессиональных ситуаций.

Определённые поведенческие заострения в этих условиях являются ответом на сложность задачи. Помогая её разрешению, такие поведенческие реакции закрепляются, превращаются в стереотипы, приводят к заострению соответствующих личностных черт, тем более сильному, чем меньше возможность и стремление разрешить ситуацию более конструктивно.

2. Психологическая защита личности

Впервые термин «защита» появился в 1894 г. в работе Зигмунда Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов [40]. Позднее А. Фрейд в работе «Психология «Я» и защитные механизмы» анализировала «средства, с помощью которых «Я» обороняется против неудовольствия и страха и старается утвердить своё господство над импульсивным поведением, аффектами и влечениями» [40].

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

В настоящее время в психологической литературе встречается множество определений понятия психологическая защита, но все они сходны в том, что, психологическая защита это специфические “маневры”, удерживающие неприятные эмоциональные состояния (тревога, стресс, фрустрация) и бессознательные конфликты вне сознания.

Таким образом, психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряжённых с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [29]. Традиционно разделяются общее и частное толкования термина «психологическая защита».

В самом широком смысле он употребляется для обозначения поведения, которое осуществляется на всех уровнях психической регуляции, с использованием всех доступных способов и механизмов и имеет цель устранить психологический дискомфорт и сохранить целостность личности [46]. Психологическая защита, в узком смысле, ведёт к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов.

Механизмы психологической защиты.

Впервые защитные механизмы выделила Анна Фрейд, она упоминала десять способов защиты: регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба Я с самим собой, обращение, сублимация [40]. В современной литературе их выделяется уже несколько десятков.

1. Вытеснение – защитный механизм психики, благодаря которому из сознания изгоняются (стираются, выталкиваются) неприемлемые для сознательного “Я” переживания – влечения и импульсы, а также их производные эмоции, воспоминания и др.

2. Подавление – более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов.

3. Проекция – (бросание от себя) – психологический механизм защиты, связанный с восприятием созданного личностью психического образа как объективной реальности, с помощью которого неосознаваемые персональные характеристики (влечения, потребности и др.) проецируются на другие объекты. Отнесение к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает.

4. Трансформация – форма психологической защиты, при которой вытесненные негативные черты характера в сознании человека превращаются в позитивные. Так, свою жадность человек может объяснить экономностью и бережливостью, некорректное отношение к другим, несдержанность – эмоциональностью, заменяя истинные причины иллюзорными, ложными, но удобными для себя.

5. Идентификация – Форма психологической защиты, при которой на неосознаваемом уровне приписываются себе свойства и качества, имеющиеся у других людей, их идеи и социальные нормы. Она является для человека защитой от ситуаций и направлена на сохранение индивидуального спокойствия при выполнении или невыполнении социальных норм и стандартов.

Одним из необходимых условий идентификации является представление о том, что получаемая награда за поведение всегда будет весомее, значительнее удовлетворения, которое получает индивид при нарушении норм. Это служит основой того, что человек предпочитает в отдельных ситуациях идентифицировать себя с социальными стандартами и предпочтениями, а не нарушать их.

6. Реактивное образование – этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его противоположность. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

§ Прямая агрессия – как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (нападение, драка, физическое воздействие, убийство) или в вербальной форме (брань, юмор, унижающие шутки или высказывания, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, “умерщвление плоти”.

§ Косвенная (смещенная) агрессия – направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект, а на объект доступный. Этот доступный объект может быть связан с источником фрустрации (или с барьерами), но может и не иметь к ним никакого отношения. Так, человек может просто “вылить” плохое настроение на первое попавшееся лицо.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

§ Вымещение – защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы “замкнутый круг” взаимовлияния людей друг на друга.

Оцените статью
Импотенция
Adblock detector